ВОКРУГ СВЕТА. 1886. № 22, с. 346-347
Известный путешественник и исследователь, венгерский профессор Герман Вамбери, издал в Лейпциге сочинение под заглавием «Тюркские народы». В книге говорится, однако, не о тех османах, которые занимают область, именуемую Турцией: он захватывает далее, и тем его книга и интересна. Как исследователь и путешественник, Вамбери очень наблюдателен, и потому извлечение из его книги заслуживает особенного внимания.
Кинув взгляд на историю, на предания самого народа о своем происхождении, коснувшись первого появления турок на страницах европейской истории, Вамбери переходит к характеристике отдельных племен и останавливается, прежде всего, на сибирских тюрках. Это выражение есть собирательное для остатков различных народностей (их насчитывается четырнадцать), которые сплотились там в течение времени. Там, где их родина граничит с монгольско-калмыцкой народной областью, они носят резкие следы монгольской расы; на западе тюркские характерные черты выступают много отчетливее. Образ жизни их частью вполне, частью на половину кочевой; но они все занимаются земледелием и у некоторых отраслей алтайских и чернских татар железный промысел доведен до изготовления стали. Что касается их религии, то часть их христиане, часть приняла ислам и часть предана древней шаманской вере. Между мифами последних особенно интересна сага о создании мира, так как связана с библейским сказанием о грехопадении.
Средне-азиатские тюрки в большинстве кочевники; появление весны они встречают с величайшею радостью. С нею начинается у них время простора, что урало-алтайцу представляется высшим идеалом земного блаженства. Только что начинается май, как молодежь со стадами лошадей и верблюдов удаляется далеко в степь, овцы готовятся к походу, а девушки и женщины принимаются складывать кибитки и навьючивать верблюдов. И пошло кочевье на целые месяцы без перерыва, от одного пастбища и колодца к другому, от низменной степи до равнин, лежащих под высоки
...
Читать дальше »