Один из самых
неоднозначных обьективов сегодняшнего дня.
Он не входит в число
тех советских обьективов которые сегодня наиболее популярны для цифры из обьективов
прошлой эпохи, таких как Юпитер-37А, Юпитер-21А, Таир-11А, Гелиос-40, MC АПО
Телезенитар-М 2,8/135, MC Зенитар 2.8/16, Гелиос-77М-4, Индустар-61 Л/З,
Зенитар-М, Волна-9, Юпитер-3, Юпитер 6-2.
Но тем не менее
кто-то даже по рисунку сравнивает его с
одним из лучших обьективов сегодняшнего дня - Кэноном 85/1,2.
История этого
обьектива уходит корнями в 1945 год, когда СССР победил нацистскую Германию и
кое-что получил с этой победы в качестве платы за свои потери в войне развязанной Гитлером против Советского Союза,
а именно всю документацию и оборудование по производству лучших немецких
обьективов той эпохи в счёт репараций и было это немецкое оборудование
размещено в Красногорске – по сути
Юпитер 8 и Юпитер 9 – это пересчитанные М.Д. Мальцевым на КМЗ два «Солнечных»
обьектива - «CZJ Sonnar» 2,0/50 и «CZJ Sonnar» 2,0/85.
Юпитер 8 у меня
имелся на моём Киеве 17 и вот снимок сделанный 30 лет назад этим обьективом.
А вот этот снимок сделан лет через несколько среднеформатной камерой с немецким Зонаром 180/2,8, считавшимся одним из лучших портретных обьективов того времени.
Что касаемо Юпитера
9, то обычно он имелся в арсенале почти
всех уважающих себя фотолюбителей плёночной эпохи и естественно это был самый
первый обьектив, который и я приобрёл себе на свой Зенит, который сохранился у меня и по сей день и
которым я частенько снимаю в собственное удовольствие и на Никоне Д90.
Выпускались 3 версии
Ю-9 – первая версия – они считаются самыми лучшими – это те, которые были в
белом корпусе выпуска до 1965 года, с 1965 и по 1985 год эти обьективы
выпускались в чёрном корпусе – они ценятся меньше всего и с 1985 года
выпускались обьективы с многослойным ахроматическим просветлением, которые более
устойчивы к контровому свету – год выпуска советских обьективо распознаётся
проще всего – это первые 2 цифры в номере любого обьектива той эпохи.
Так-же выпускалась и
версия Ю-9 для дальномерных камер – растояние фокусировки у них обычно начинается
с 1м 15см, против зеркальных, фокусирующихся с 0,8м и они без серьёзной и
дорогостоящей переделки не становятся на совремённые цифровые Зеркалки, а
становятся только на Беззеркальные камеры.
Разрешающая
способность обьектива Ю-9 (центр/край)
30/18 линий/мм.
Оптическая схема - 7 линз в 3 группах
Оснащён 15 лепестковой ирисовой диафрагмой,
рисующей аккуратненькие кружочки в боке. Для того чтобы использовать Ю-9 на Никоне, надо его переделать, чтобы он фокусировался на бесконечнось - для этого берётся обектив за две стороны, оставив посредине само фокусировочное широкое кольцо со шкалой метража и движением против часовой стрелки раскручивается на две части - на линзовой стороне, которая вкручивается в фокусировочный стакан (фокусировка Ю-9 производится перемещением внутри стакана с байонетом М42 всего обьектива относительно матрицы камеры) находятся несколько юстировочных шайб, которые надобно удалить, оставив одну из самых тонких и тогда обьектив почти фокусируется на бесконечность - на камерах Кэнон, наверное убирать придётся шайб поменьше, так как рабочий отрезок у Кэнона ближе к Зенитам, нежели у Никонов.
Считается что чёрные
обьективы много сильнее мылят чем обьективы белой серии, но мне почему-то
кажется что мыльность этого обьектива путают с его софтом – дело в том, что в
обьективах чёрной серии иногда встречается такая особенность – передняя линза
смещена внутрь, относительно положенного для размещения в обьективах белой
серии, на 14 соток – кто-то считает это браком, но мне кажется что сделано это
для того чтобы получить эффект софта для борьбы с дерматологией кожи лица,
наиболее востребованной для портретных обьективов – во всяком случае первое что
я сделал на своём Юпитере 9 МС когда стал его использовать на кропе, где сильно
ощущается недостаток разрешения большинства советских обьективов, так это подложил под его переднюю
линзу медную проволочку толщиной 11 соток – операция эта не так проста, как кажется
на первый взгляд – во первых надо согнуть точно кружочек диаметром в размер линзы,
а затем аккуратно уложить это колечко, слегка напоминающее человеческий волос
по толщине, в подлинзовую проточку и провозиться приходится иногда и часок-другой - что лучше, с проволочкой или без, даже и не знаю - во всяком случае обьектив стал достаточно резким и действительно передаёт всю дермотологию кожи, что заставляет в редакторе прилично убирать чёткость изображения чтобы как-то размыть всё это дело, но мне двинуть движок в Камере РАВ и размыть проще, чем иметь излишний софт изображения в тех случаях когда он не нужен...
На младших тушках Никона
обьектив этот надо ставить через переходник с ЧИПом Лушникова чтобы работал экспозамер – на модели Никон
Д7000 и выше, экспозамер работает и без ЧИПа.
Обьектив этот, не в пример моему Зенитару М, прилично
желтит, но мне эта желтизна очень часто нравится и я иногда её даже не правлю в
фоторедакторе для особой теплоты картинки.
Ну и наконец примеры,
снятые этим обьективом - первые три снимка сняты на диафрагме 2,0, 2,8 и 4,0 - меньше я обычно диафрагму не прикрываю - для кропа глубина резкости становится великоватой для портрета: Портреты снятые в комнате, где внук сидит перед монитором компьютера и в качестве источника выступает люстра под потолком, где ввёрнуты 4 сороковатных лампочки накаливания, дающие жёлтый цвет и к ним в пару добавлены две энергосберегающие лампочки синего цвета по 20 вт - стеныкомнаты выкрашены в приятный персиковый цвет. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------*
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Известно что фотовспышка, несколько повышает резкость изображения - нижеприведённые снимки сделаны с использованием двух фотовспышек на открытой диафрагме 2 и 2,8.
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Теперь что касаемо цен на Советские обьективы, если ещё недавно советские обьективы можно было купить за сущие гроши, то в последнее время цена на них прилично возросла - к примеру в Москве цены примерно уже определённо стабилизировались хотя в Алмате такие обьективы продаются обычно процентов на 10-20 дешевле, а то можно и прикупить за четверть цены от московской...
Цены на Советские обьективы в Москве. http://www.deep-life.ru/lens/faq.htm
Средний Формат. Вега-12Б – 50 у.е Волна-9 - 110 Зенитар-16 - 150 Зенитар-МЕ1 от 130. ЗМ-5СА - 80 ЗМ-5А - 100 ЗМ-6А - 120 ---------------------------------------------* Фул Фрейм Гелиос-40 (белый М39) = 330-400 Гелиос-40-2 = 500-600 Цены на Г-40/40-2 под вопросом в связи с возобновлением производства на КМЗ Гелиос-40-2 Гелиос-44 (М39 с 13-ю лепестковой диафрагмой) = 50 Гелиос-44 (чёрный М42) = 25 Гелиос-44М, 44М-4 и 44М-5 = 30 Гелиос-44М-6, 44М-7 и 77М-4 = 50-60 Гелиос-81Н = 50-60 Гранит-11Н = 70-80 Индустар-50-2 = 10 Индустар-61-ЛЗ-МС = 40 Индустар-69 = 10 Калейнар-5Н = 130 - 150 Мир-1 (белый М39, Загорский) = 40 Мир-1В = 30 Мир-1Ш = 30-50 Мир-10А = 30-40 Мир-20Н = 60-70 Мир-24Н = 80-100 Оберон-11К = 120-160 Орион-15 = 130-160 Юпитер-3 = 80-100 Юпитер-6 = 250-300 Юпитер-8 = 25-40
Юпитер-9 (белый М39 зеркалочный, Красногорский) = 130 - 160 Юпитер-9 (белый М39 зеркалочный Лыткаринский) = 100 - 130 Юпитер-9 (чёрный М42 зеркалочный Лыткаринский) = 70 - 100у.е. Юпитер-9 (белый М39 дальномерный) = 65 – 80
Юпитер-11. = 25 Юпитер-12 = 30-50 Юпитер-21А = 200-250 Юпитер-21М = 50-70 Юпитер-37А = 50-70 Таир-3А = 70-80 Tair-3S (от комплекта ФотоСнайпер) = 70 Таир-11 (белый М39) = 70 Таир-11А = 80 Телезенитар-К 4.5/300 = 400-500
|