Цифровое фото » Изображение в числах Общий FAQ по цифровой фотографии
Этот FAQ был составлен по многочисленным просьбам участников конференции iXBT.com. В нем даны ответы на регулярно задаваемые вопросы по технической части фотографии. Выбор фотокамеры — это тема для отдельного разговора. Терминология: Что такое ЦФК? Что такое EXIF? Что такое лаг (лаг затвора)? Что такое «хроматические аберрации» (ХА)? Что такое дисторсия? Чем определяется светопропускательная способность объектива, как ее изменять и на что она влияет? Что такое «динамический диапазон» (ДД)? Что такое «баланс белого» (ББ)? Что такое ГРИП? Что такое «гиперфокальное расстояние» и как его определить? Как понимать обозначение матрицы в дюймах (1/1.8, 1/2.5 и т. п.) и на что влияет этот параметр? Что такое фокусное расстояние (ФР) объектива и на что оно влияет? Что такое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР)? Где можно почитать про основные понятия фотографии, такие как выдержка, диафрагма, ISO и т. п.? Что такое экспозиция? Что такое «стоп», «EV»? Оборудование: Как проверить цифровой фотоаппарат при его покупке? Битые и горячие пикселы, как с ними бороться? Стоит ли покупать внешнюю вспышку или хватит встроенной? Какие бывают типы карт памяти (флеш-карт) и чем они отличаются? Карты памяти какой фирмы лучше? Нужно ли покупать самую быструю карту памяти? Что такое RAW-файл, и нужен ли он мне в моем цифровике? Зачем нужны светофильтры? Какое оборудование нужно для подводной съемки цифровым фотоаппаратом? Нужен ли мне, любителю, штатив, и какой? Техника съемки и советы: Как сохранять фотографии в поездках, когда нет компьютера рядом? Почему моя камера срабатывает так долго (кошка убежала, ребёнок отвернулся…)? Можно ли снимать цифровой фотокамерой на морозе? Могу ли я снимать «на автомате», или нужно использовать ручные настройки? В меню фотоаппарата есть пункт «сжатие снимков». Какое значение поставить? Как максимально эффективно сэкономить место на карте памяти? Почему снимки при искусственном свете получаются неестественного цвета и с шумом? Как лучше снимать в темноте? Какие особенности фотосъемки в горах? Как лучше снимать на море/на ярком солнце? Какие основные правила съемки портрета? Что такое гистограмма и как ею пользоваться? Печать фотографий: Какой размер фото в мегапикселях нужен для печати форматом 10×15 см? Как откалибровать цвета монитора для соответствия отпечатку минилабы/принтера? Как подготовить фотографии для печати в минилабе? Какой программой лучше печатать фотографии на фотопринтере? Проблемы: Как восстановить удаленные/пропавшие фотографии с флеш-карты? Как чистить объектив и дисплей моего ЦФК? Как чистить матрицу цифровой зеркалки от пыли, попадающей при смене объективов? Как защитить дисплей камеры от царапин и отпечатков пальцев? Что делать, если ЦФК намокла (была уронена в воду)? Чем обусловлен эффект «красных глаз» (КГ) и как с ним бороться? Почему некоторые фотографии получаются нерезкими и как этого избежать? Почему камера ставит очень длинные выдержки при съемке со вспышкой (изображение смазывается)? Обработка фото: Как обрабатывать RAW-файл? Можно ли удалить шум с фотографий? Как исправить размытую фотографию? Как устранить хроматические аберрации, дисторсию, виньетирование? Как повернуть изображение без потери качества? Как сделать панорамное фото? Каким образом хранить мой цифровой фотоархив? Как сделать слайдшоу из моих фотографий для компьютера или DVD-плеера? Технические вопросы: Можно ли использовать ЦФК как web-камеру? Можно ли использовать ЦФК для пересъемки и последующего распознавания текста? Какую предварительную обработку снимков лучше делать для более качественного распознавания? Можно ли соединить камеру и микроскоп (телескоп)? Как сделать фотогалерею в интернете? Где найти русскую инструкцию к моему фотоаппарату? Правда ли, что из двух моделей фотокамер с одинаковым числом мегапикселей выше разрешение у той, картинки с которой имеют большее значение dpi (dots per inch)? Какие устройства используются в ЦФК для фиксации изображения вместо пленки? Что такое «цифровой зум» и для чего он нужен? ТЕРМИНОЛОГИЯ
Q: Что такое ЦФК? A: Это сокращение от «Цифровая ФотоКамера». Современные ЦФК можно разделить на два основных класса: Компактные ЦФК. В большинстве случаев обладают несменным объективом и, как правило, матрицей малого размера. Визирование обычно производится с помощью ЖК-экрана (TFT), иногда — поворотного. Видоискатель, при его наличии, может быть оптическим (как на пленкомыльницах) или электронным (полный функциональный аналог экранчика). ЦФК данного класса имеют ограниченные возможности, но зато дешевы и сравнительно компактны. Формально к «компактным» относятся и некоторые ЦФК с большой матрицей и визированием по экрану, хотя по стоимости, размерам и массе они не уступают ЦФК следующего класса. Зеркальные ЦФК (DSLR). Обладают возможностью использования сменных объективов, что значительно расширяет их возможности. Имеют матрицы большого размера, что сказывается на габаритах ЦФК и объективов. Визирование производится с использованием оптического видоискателя, изображение на который подается из объектива с помощью откидного зеркала. В видоискатель также выводится информация о съемочных параметрах, точках фокусировки и т. д. ЖК-экран используется только для настройки камеры и просмотра сделанных фотографий. В настоящее время на некоторых зеркальных ЦФК есть возможность визирования по экрану, но это сопряжено с большим количеством ограничений (ч/б картинка, только ручная фокусировка), что делает невозможным активное использование этого режима. Впрочем, в будущем ситуация может измениться…
Существуют и не зеркальные камеры со сменными объективами, например, дальномерная Epson R-D1.
Q: Что такое EXIF? A: Это название стандарта универсальных заголовков файлов, который предусматривает хранение в одном файле самого изображения, его уменьшенной копии и текстовых данных. Обычно под EXIF понимают именно текстовую информацию, которая содержит дату и время съемки, описание съемочных параметров, настроек фотоаппарата и многое другое. Подавляющее большинство программ для просмотра изображений позволяет читать EXIF.
Подробнее об EXIF можно прочитать в статье «Метаданные в цифровой фотографии».
Q: Что такое «лаг» («лаг затвора»)? A: В широком смысле, это интервал времени от нажатия на спуск до собственно фотографирования камерой. Он включает в себя все задержки от нажатия на спуск до получения фотографии: Время на приведение объектива в рабочее положение (бывали фотоаппараты, у которых объектив выезжал в момент съемки, потом обратно заезжал); Время на автофокусировку; Время на экспозамер; Время на снятие заряда с матрицы (у компактов); Время на заряд вспышки (если требуется); Время на предварительную вспышку для экспозамера при съемке со вспышкой; Время на подъем зеркала (у зеркалок); Время на предварительную вспышку «анти-красный глаз»; Время на прочие раздумья камеры о вечном.
Наибольший лаг у старых цифрокомпактов с автофокусом, наименьший — у зеркальных камер и у не автофокусных пленочных «мыльниц».
При лаге около секунды и более камера субъективно ощущается как «тормоз невероятный», пригодный только для статичных сцен. При лаге до полсекунды в принципе можно уже снимать движущиеся объекты, но нет возможности гарантированно получить снимок «навскидку». При лаге в четверть секунды и менее большинству пользователей лаг мешать перестаёт.
В узком смысле термин «лаг затвора» обычно употребляется пользователями зеркалок и означает время от полного нажатия на спуск (без автофокусировки) до начала движения шторок затвора.
Q: Что такое «хроматические аберрации» (ХА)? A: ХА — это одно из ряда искажений изображения, обусловленных неидеальностью оптики. Хроматические аберрации обусловлены дисперсией света, возникающей при прохождении его через линзу. Это явление связано с тем, что лучи с разной длиной волны преломляются под разными углами. Проявляется на периферийных участках поля изображения и выражается в появлении разноцветной «бахромы» на контрастных объектах (например, на ветках деревьев). Наиболее ярко выражено у дешевых объективов и ультразумов.
Помимо ХА, появление «бахромы» обусловлено блюмингом — перетеканием носителей заряда из пересвеченных ячеек матрицы в соседние с ними.
Подробнее об аберрациях можно прочитать в статье «Зачем столько линз в объективе?».
Q: Что такое дисторсия? A: Дисторсия — это оптическое искажение, выражающееся в искривлении прямых линий. В зависимости от того, становятся ли прямые линии вогнутыми или выпуклыми, дисторсию называют подушкообразной или бочкообразной. Объективы с переменным фокусным расстоянием имеют тенденцию создавать бочкообразную дисторсию на «широком угле» (минимальное значение «зума») и подушкообразную — в режиме «телефото» (максимальное значение «зума»).
Q: Чем определяется светопропускательная способность объектива, как ее изменять и на что она влияет? A: Светопропускательная способность объектива определяется, с одной стороны, площадью действующего отверстия объектива (оно изменяется с помощью диафрагмы), с другой — фокусным расстоянием. Отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы называется диафрагменным числом и обозначается буквой К. Стандартные значения К таковы: 1,0; 1,4; 2,0; 2,8; 4,0; 5,6; 8,0; 11 и т. д. Как видно, они отличаются друг от друга в корень из 2 раз, при этом каждое последующее значение К обеспечивает уменьшение освещенности в 2 раза.
Величина, обратная диафрагменному числу, называется относительным отверстием объектива и обозначается 1:К. Максимальное значение относительного отверстия указано в маркировке объектива. Так, объектив с обозначением 28-135mm 1:3.5-5.6 имеет максимальное относительное отверстие 1:3,5 на фокусном расстоянии 28 мм и 1:5,6 — на 135 мм.
В зависимости от значения диафрагменного числа К объективы условно разделяют на следующие группы: сверхсветосильные (К ≤ 1,4); светосильные (1,4 < K ≤ 2,8); средней светосилы (2,8 < K ≤ 5,6); малосветосильные (К >5,6).
Чем выше светосила (меньше число К), тем больше света пропускает объектив и тем реже вам придется использовать вспышку или штатив из-за недостатка освещения. Обычно с ростом светосильности при прочих равных растут качество и, особенно заметно, цена объектива. В профессиональных объективах с переменным фокусным расстоянием светосила, как правило, не изменяется при зуммировании.
Строго говоря, светосила — отношение освещенности изображения, создаваемого оптической системой, к яркости предмета. Поскольку светосила выражается десятичной дробью меньше 1 и потому сложна в практическом использовании, то ее принято обозначать как максимальное относительное отверстие (1:К), пропорциональное квадратному корню из светосилы.
Реально в жаргоне фотографов понятия светосилы, относительного отверстия и минимального диафрагменного числа перемешаны в одну кучу, поэтому выражения «светосила F/2,8 (или f/2,8, или просто 2,8)» встречаются довольно часто. Но, на самом деле, корректно говорить «относительное отверстие 1:2,8», «диаметр диафрагмы F:2,8», «диафрагменное число 2,8» при этом светосила равна 0,127.
Q: Что такое «динамический диапазон» (ДД)? A: Динамический диапазон (или, что более привычно для фотографов, фотографическая широта) — это величина, характеризующая способность светочувствительного материала (фотоприемника) воспроизводить с одинаковой степенью контрастности различия в яркостях участков оптического изображения объекта съемки. Если обозначить минимальный уровень освещенности, при котором камера еще «видит» детали в тени, как A, а максимальный уровень освещенности с еще видимыми деталями на свету как B, то отношение A/B как раз и будет численным выражением динамического диапазона. В фотографии принято выражать эту величину в стопах (то есть в изменениях экспозиции в два раза). Кроме того, ДД может характеризовать и разброс яркостей на снимаемой сцене.
Проще говоря, чем шире ДД камеры, тем более широкий диапазон яркостей она способна без потерь передавать на одном и том же снимке. Если снимать очень контрастную сцену (имеющую большой ДД — пейзаж, архитектура в полдень и т. п.) на камеру с узким ДД, то на фотографии темные детали (тени) окажутся черными, а светлые (света) — белыми; произойдет потеря информации (которую, впрочем, можно частично восстановить при обработке RAW). Для матриц ЦФК характерен весьма узкий ДД по сравнению с негативной пленкой, при этом ЦФК очень «любят» терять детали в светах — в частности, делать небо на снимке молочно белым, хотя, на самом деле, оно голубое.
Как правило, чем больше геометрические размеры матрицы в ЦФК (не путать с числом пикселей!), тем шире ДД. ДД можно расширять искусственными методами — «вытягивая» тени/света в RAW-конвертере, используя градиентный светофильтр, подсвечивая тени вспышкой или комбинируя в редакторе снимки с разной экспозицией.
Q: Что такое «баланс белого» (ББ)? А: Для объяснения этого термина следует ввести понятие «цветовой температуры источника освещения». Так называют температуру, до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело, чтобы оно стало излучать свет данного оттенка. «Теплые» источники освещения (например, свеча или лампа накаливания) имеют низкую температуру, а «холодные» (электронная вспышка, дневной свет) — высокую.
Настройка баланса белого (ББ) позволяет адаптировать цветопередачу ЦФК к цветовой температуре источника освещения. Балансировка белого заключается в нахождении таких настроек, с которыми при данном освещении белый (на самом деле, серый) лист бумаги на фотографии не будет иметь постороннего цветного оттенка.
Настраивать ББ можно разными способами: Автоматически (нормальная точность достигается лишь при естественном освещении и при съемке со вспышкой); Выбирая одну из предустановленных настроек в камере («лампа накаливания», «лампа дневного света», «день», «тень», «облачно», «вспышка» и др.); Указывая камере, какой цвет считать «белым» (т.н. «ручной ББ»); Указывая температуру источника освещения в Кельвинах вручную (для этого потребуется специальный измеритель цветовой температуры).
Трудоемкость и точность этих способов возрастают от первого к последнему, при этом последний способ практически не встречается в ЦФК начального уровня.
Все 4 способа установки ББ можно использовать при обработке снимка, сделанного в RAW (в таком случае ББ, установленный при съемке, становится лишь одним из возможных вариантов). При этом вы будете видеть, как изменяются цвета при различных установках.
При настройке ББ необходимо учитывать два момента.
Во-первых, при солнечном освещении свет в тенях имеет более высокую цветовую температуру, чем в светах и поэтому идеальный баланс белого для всего кадра недостижим в принципе.
Во-вторых, цветовая температура описывает только источники со сплошным спектром. Поскольку спектр у люминесцентных ламп не сплошной, паспортная цветовая температура таких ламп соответствует не истинной цветовой температуре, а ощущениям глаза и весьма вероятно, что в таких условиях не существует способа добиться от матрицы цветопередачи, совпадающей с визуальными ощущениями.
Q: Что такое ГРИП? A: Это сокращение от «Глубина Резко Изображаемого Пространства» (тж. «глубина резкости», «depth of field»). В фотографии зона резкости находится как перед расположенным «в фокусе» объектом съемки, так и за ним. Эта более или менее протяженная область высокой четкости и есть ГРИП. Ее протяженность зависит от раскрытия диафрагмы (чем шире, тем меньше ГРИП), фокусного расстояния (чем больше, тем меньше ГРИП), размера матрицы фотоаппарата (чем меньше матрица при равном угле зрения, тем больше ГРИП, чем больше пикселей при равной площади, тем меньше ГРИП) и от снимаемого сюжета (чем больше дистанция до основного объекта, тем больше ГРИП вокруг него).
Малая ГРИП полезна для съемки портретов, так как она помогает «отделить» модель от фона, а также придает объем лицам и акцентирует внимание на объекте съемки. Большая ГРИП нужна при съемке пейзажей, интерьеров, макро и архитектуры (чтобы всё было резким). Реально у компактных ЦФК ГРИП меняется от «большой» до «очень большой» в зависимости от установленной диафрагмы. Формулы расчета ГРИП можно найти в статье на нашем сайте.
Q: Что такое «гиперфокальное расстояние» и как его определить? A: Если объектив аппарата сфокусирован на гиперфокальное расстояние, то область резко изображаемого пространства начинается на половине расстояния от камеры до точки, на которую сфокусирован объектив, и заканчивается на бесконечности. Другими словами, фокусировка на гиперфокальное расстояние позволяет получать максимально большую ГРИП.
Гиперфокальное расстояние зависит от размера светорегистрирующего элемента, фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Для его вычисления можно использовать любой из онлайновых калькуляторов ГРИП, например:
Фокусировка на гиперфокальное расстояние часто используется в пейзажной съемке, а также в других ситуациях, когда нужно получить максимальную глубину резкости или нет времени на точную фокусировку на объекте съемки.
Многие дешевые фотокамеры (уровня веб-камер, сотовых телефонов, «пленкомыльниц за 100 р.» и т. п.) снабжены объективами, жестко сфокусированными на гиперфокальное расстояние и не имеющими механизмов фокусировки. Иногда такие объективы называют «focus-free».
Q: Как понимать обозначение матрицы в дюймах (1/1.8, 1/2.5 и т. п.) и на что влияет этот параметр? A: Обозначение матрицы характеризует геометрический размер чипа. Исторически сложилось, что маркировка матриц соответствует маркировке видиконов по внешнему диаметру с равным матрице размером чувствительной к свету области. Обозначение не позволяет точно вычислять реальный размер матрицы (зато оно дает возможность сравнивать между собой матрицы различных типоразмеров).
Для обозначения крупных (больше, чем 4/3″) матриц обычно используется так называемый кроп-фактор (Kf). Это отношение диагонали пленочного кадра 24×36 мм к диагонали данной матрицы. Матрицы, у которых Kf>1 часто называются «кропнутыми» (в отличие от «полнокадровых» матриц с Kf=1). Кстати, ЭФР = Kf×ФР.
Одна из важнейших характеристик, зависящих от размера матрицы — ее шумность. Так, ЦФК с матрицей APS-C (22×15 мм, Kf=1,6) позволяет устанавливать ISO в восемь раз больше, чем аппарат с матрицей 1/2,7″ (5,4×4,0 мм, Kf=6,4) при сохранении примерно одинакового уровня шумов. Отметим, что шум на изображениях также зависит от настроек повышения резкости (внутрикамерного шарпенинга) и шумоподава, поэтому матрицы одного типоразмера на разных камерах зачастую шумят по-разному.
Размер матрицы влияет и на ГРИП — чем больше матрица, тем меньше глубина резкости при равном угле зрения и одинаковом количестве пикселей. Кроме того, у больших матриц шире ДД, естественнее и натуральнее цвета.
Но за качество, которое обеспечивает крупная матрица, приходится платить — увеличиваются размеры оптики, и растет цена. Поэтому чем более компактен аппарат и чем он дешевле, тем меньшего размера в нем установлена матрица.
Здесь приведены наиболее распространенные типоразмеры матриц в сравнении с кадром 35 мм пленки:
Q: Что такое фокусное расстояние (ФР) объектива и на что оно влияет? Что такое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР)? А: Фокусное расстояние объектива, состоящего из одной тонкой линзы, — это дистанция от линзы до экрана, на котором параллельный пучок света, проходящий через линзу, соберется в точку (или изображение бесконечно удаленного объекта будет резким). ФР многолинзового объектива совпадает с фокусным расстоянием однолинзового, создающего изображение одинакового с ним масштаба. Это определение не распространяется на объективы с наружными дисперсионными и внутренними коллективными элементами, называемыми на жаргоне «рыбий глаз».
Для практических целей гораздо важнее помнить, что от отношения ФР к размеру матрицы зависит угол поля зрения камеры. Если ФР примерно равно диагонали матрицы, то такое ФР называется «нормальным» и считается, что в этом случае угол зрения (45 градусов) соответствует возможностям человеческого глаза. Если ФР больше диагонали матрицы, то такие объективы называют «длиннофокусными» или «телеобъективами» — они обеспечивают более сильное приближение по сравнению с «нормальными», но при этом уменьшается угол зрения. Если ФР меньше диагонали матрицы, то такие объективы называют «короткофокусными» или «широкоугольными» — они обеспечивают расширение поля зрения по сравнению с «нормальными», но при этом уменьшаются размеры объектов в кадре.
Например, для матрицы 15×22 мм (APS-C) объектив с ФР 30 мм считается нормальным, для пленки 24×36 мм — широкоугольным, а для матрицы 5×7 мм (1/1,8″) — длиннофокусным.
Поскольку использование отношения ФР к диагонали матрицы не всегда удобно, для классификации систем «объектив-матрица» используется понятие эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР). Условно принято, что ЭФР данной связки «объектив-матрица» — такое значение фокусного расстояния объектива, при котором на 35-мм пленке получается изображение с тем же углом зрения, что и при использовании данной связки. ЭФР=Kf×ФР.
Так, если у вас имеются две камеры с матрицами размером 24×36 мм и 15×22 мм, а также объектив с переменным фокусным расстоянием, то вставив его в «полнокадровую» камеру и установив ФР равным ЭФР для камеры с матрицей APS-C, вы сможете в видоискателе увидеть изображение, аналогичное видимому в видоискателе камеры с сенсором APS-C.
Приведем еще один пример использования ЭФР. Предположим, у нас есть ЦФК с объективом, имеющим ФР 7 мм, и с матрицей размера 1/1,8″. Kf такой матрицы примерно равен 5. ЭФР=ФР×Kf=35 мм. Таким образом, пленочный 35-мм аппарат с объективом ФР=35 мм даст такой же угол зрения, что и ЦФК с матрицей 1/1,8 и ФР=7 мм.
Соответственно, исходя из значения ЭФР, мы можем классифицировать объективы таким образом: ЭФР < 20 мм — сверхширокоугольные объективы; 20 мм < ЭФР < 35 мм — широкоугольные объективы; 45 мм < ЭФР < 55 мм — стандартные объективы; 80 мм < ЭФР < 135 мм — портретные объективы (неофициально); ЭФР > 130 мм — узкоугольные объективы (обычно используется просто термин «телеобъективы»).
Наглядно оценить поле зрения объективов с различными ЭФР и диагональными углами зрения вам поможет этот рисунок.
Важно помнить, что термин «эквивалентное ФР» — условный и его можно использовать только для приведения к одному знаменателю углов зрения фотокамер с различными матрицами и объективами, а также для расчета безопасной выдержки при съемке с рук. Никакого технического смысла ЭФР не несет.
Q: Где можно почитать про основные понятия фотографии, такие как выдержка, диафрагма, ISO и т. п.? A: В любом справочнике по фотографии. Например, здесь. А также в специальной литературе (различные энциклопедии, справочники по физической оптике, учебники и т. п.). В любом случае, всем начинающим фотографам рекомендуется прочитать статью «Разумно о фото».
Q: Что такое экспозиция? Что такое «стоп», «EV»? A: Экспозиция — мера количества света, воздействующего на сенсор за время освещения (говорят — «время экспозиции»). Она равна произведению интенсивности падающего на матрицу света на время, в течение которого она подвергается облучению. Освещенность регулируется величиной диафрагмы, а время — скоростью затвора (выдержкой).
Сочетание выдержки и диафрагмы называется экспопарой. Представьте себе стакан, который можно наполнять водой либо толстой струей (открытая диафрагма, малое диафрагменное число) за малое время (короткая выдержка), либо тонкой струйкой (закрытая диафрагма, большое диафрагменное число) за большое время (длинная выдержка). В обоих случаях общее количество воды, попавшей в стакан, будет одинаково (одинаковая экспозиция), а «экспопары» — разными. Таким образом, экспопары «F/4.0 и 1/30 c.», «F/2.8 и 1/60 с.», «F/5.6 и 1/15 с.» дадут одинаковую экспозицию. Выбор экспопары зависит от цели фотографа и используемой техники.
Для упрощенной характеристики освещенности объекта используется логарифмическая величина «EV» (Exposure Value). Освещенность в 0 EV достигается, если для нормальной экспозиции объекта с таким освещением требуется экспопара «F/1.0 и 1 сек.» и чувствительность ISO 100. Такое значение освещенности численно равно 2,5 лк. Изменение EV на единицу эквивалентно изменению освещенности в 2 раза (1 EV равно 5 лк, 2 EV — 10 лк, -1 EV — 1,25 лк и т. д.).
Изменение диафрагмы или выдержки на n EV изменяет экспозицию в 2n раз. Изменение чувствительности сенсора (или экспокоррекция в RAW-конвертере) на n EV действует на конечное изображение точно так же, как и аналогичное изменение выдержки/диафрагмы. Для диафрагменных чисел разница в 1 EV — это изменение в корень из 2 раз (например, 2.8 и 4.0), для выдержек и чувствительностей — изменение в 2 раза (1/500 с и 1/1000 с, ISO 100 и ISO 200).
В жаргоне фотографов изменение экспозиции часто выражается в «стопах» или «делениях». 1 стоп разницы тождественно равен 1 EV, то есть изменение диафрагмы или выдержки на 1 стоп изменяет количество света, попадающего на матрицу, в 2 раза (диафрагменное число при этом изменяется в корень из 2 раз, а выдержка — в 2 раза). Изменение ISO также может измеряться в стопах. ОБОРУДОВАНИЕ
Q: Как проверить цифровой фотоаппарат при его покупке? A:
Если это Ваш первый цифровик: Убедитесь, что цифровой фотоаппарат включается и при включении на экране видна картинка. Проверьте отсутствие пятен и механических повреждений на оптике, экранах и корпусе. Проверьте плавность перемещения всех движков, колец и кнопок — чтобы не было заеданий, скрипов, люфтов. Убедитесь, что камера фотографирует, и фотографии можно просмотреть на экранчике. Убедитесь, что встроенная вспышка работает. При автоматической фокусировке и при работе зума не должно быть слышно ничего, кроме жужжания моторчиков и негромких щелчков. Никакого треска. Проверьте правильность работы защитных шторок объектива (случается, что они подклинивают). Убедитесь, что на фотографиях лица находятся в фокусе, цвета не искажены. Воспользуйтесь компьютером продавца. Не забудьте проверить комплектность (инструкции, кабели, диски, зарядное устройство и т. д.) и получить гарантийный талон.
Если Вы более «продвинуты», дополнительно проверьте по фотографиям на компьютере: Наличие/отсутствие различных аберраций (искажений) наподобие ореолов, хвостов от источников света, радуг и прочего малоприятного. Равномерность разрешения по полю кадра. Для этого сфотографируйте газету (расположенную строго перпендикулярно оптической оси) и сравните резкость в центре и по краям кадра. Точность автофокусировки (фронт/бэк-фокус) у зеркальных ЦФК. Проверять можно, фотографируя под углом 45 градусов специальную таблицу (файл в формате pdf содержит еще и подробное описание всего процесса на английском языке) или обычную линейку. В самом крайнем случае подойдет и газета с текстом. Наличие/отсутствие битых и горячих пикселов.
Рекомендуется покупать фототехнику в таких магазинах, где вы можете проверить ее до оплаты, а не после. Если в магазине отказываются предоставить вам камеру или объектив для всесторонней проверки — разворачивайтесь и идите в другой магазин.
Возможности просмотреть снимки на компьютере в магазине может и не быть — в этом случае вы можете сделать снимки на свою карту памяти и просмотреть их дома (предварительно записав серийный номер ЦФК и попросив продавцов отложить ее для вас на какое-то время).
Q: Битые и горячие пиксели, как с ними бороться? A: Битые пиксели выглядят на снимке как белые точки, проявляются на всех выдержках. Это дефектные, не работающие элементы сенсора.
Горячие пиксели выглядят как цветные точки и проявляются при длинных выдержках (чем длиннее, тем больше вероятность появления).
Поиск битых и горячих пикселей проводится путем делания серии снимков с различным выдержками (от 1/30 до 4 сек.) и с закрытым от света объективом. При этом значение ISO должно быть минимальным. Просматривать получившиеся снимки лучше всего на компьютере.
Некоторые RAW-конвертеры позволяют «вычитать» битые пиксели, так что на итоговых кадрах их не будет заметно. Для перезаписи хранимой камерой таблицы битых пикселей (remap) можно обратиться в сервис-центр. Кроме того, некоторые ЦФК позволяют пользователю проводить перезапись таблицы битых пикселей самостоятельно (автоматически после нажатия кнопки «Reset», либо вызовом специальной команды из меню).
Q: Стоит ли покупать внешнюю вспышку или хватит встроенной? A: Внешняя вспышка, как правило, более мощная, чем встроенная в ваш фотоаппарат, поэтому она позволит лучше осветить объект съемки и увеличить освещаемое пространство. Кроме того, во внешнюю вспышку обычно встроена мощная подсветка автофокуса, эффективная на расстоянии до 10 м (в полной темноте).
Часто внешняя вспышка имеет поворотную головку, и если вы направите её в потолок, освещение будет менее резким, более естественным. Кроме того, поскольку внешняя вспышка находится далеко от оптической оси объектива, уменьшается (а при съемке с отражателем — полностью исчезает) эффект «красных глаз».
Мощность вспышки характеризуется ведущим числом (ВЧ). Оно численно равно дальнобойности вспышки (в метрах) при ISO 100 (для старых вспышек при ISO 64) и диафрагменном числе 1,0. Чтобы определить реальную дальнобойность, необходимо разделить ВЧ на диафрагменное число. Для ISO 50 результат необходимо дополнительно разделить на 1.4, для ISO 200 — умножить на 1,4, для ISO 400 — умножить на 2 и т. п. У встроенных вспышек компактных ЦФК ведущее число около 7, у зеркалок — около 11, а у внешних вспышек — 20-55. Поэтому если при диафрагме F/2,8 и ISO 100 дальнобойность встроенной вспышки у компактной ЦФК примерно 2,5 м, то внешняя позволит осветить объекты, находящиеся на расстоянии в 20 м!
Подробнее об отражателях и рассеивателях можно почитать в статье «Приспособления для вспышек». Кроме того, об устройстве и особенностях работы внешних вспышек можно прочитать здесь.
Q: Какие бывают типы карт памяти (флеш-карт) и чем они отличаются? A: CompactFlash (CF). Один из самых старых форматов карт памяти, который в любительской цифровой фототехнике вытесняется более компактными форматами. Тем не менее, по ряду показателей он до сих пор превосходит всех конкурентов. Для него характерны: (+) Самая низкая цена за единицу объема. (+) Встроенный контроллер памяти — объем карт, поддерживаемых той или иной камерой, ограничен только возможностями файловой системы. (+) Самые большие объемы памяти из выпускаемых карт. (+) Хорошие скоростные характеристики. (+) Возможность использования в любом ноутбуке через пассивный переходник «CF>PC Card» стоимостью около $4. (–) Потенциальная возможность повредить ножки разъема при неаккуратной установке карты. (–) Сравнительно большие размеры. В настоящее время практически все модули памяти выпускаются в форм-факторе Type 1, который поддерживается всеми устройствами, рассчитанными на работу с CF. Существует также форм-фактор Type 2, в котором создаются периферийные устройства (не предназначенные для работы с ЦФК) и миниатюрные жесткие диски IBM Microdrive (отличающиеся прожорливостью и хрупкостью). В слот Type 2 можно устанавливать оба типа карт (1 и 2).
Secure Digital (SD). Современный стандарт карт памяти, в настоящий момент вытесняющий CF с рынка. Для них характерны: (+) Невысокая стоимость за единицу объема (чуть больше, чем у CF). (+) Компактные размеры. (+) Механическая защита от записи (как на 3,5″ дискетах). (+) Высокое быстродействие. (–) Низкая распространенность в профессиональной фототехнике. (–) Сравнительно невысокий максимальный объем карты. Уменьшенный вариант — Mini-SD.
MultiMedia Card (MMC). Это предшественник SD, внешне отличается меньшей толщиной, отсутствием одного контакта и шторки защиты от записи. Устройство, рассчитанное на SD, обычно позволяет работать и с MMC, но не наоборот. Использовать в цифровых камерах MMC вместо SD не рекомендуется — из-за низкой скорости ММС возможно снижение скорости серийной съемки, а также «торможение» видео. Для них характерны (по сравнению с SD): (+) Цена чуть ниже, чем у SD. (–) В целом, более низкое быстродействие, чем у SD. (–) Максимальный объем модулей, гарантированно работающих на любых устройствах — 64 Мб (хотя выпускаются и 256, и 512 МБ). Уменьшенный вариант — RS-MMC.
MemoryStick (MS). Cтандарт Sony, которая, как всегда, решила пойти «своим путем». В результате получился продукт, уступающий SD по целому ряду показателей. (+) Шторка защиты от записи. (+) Хорошая защищенность контактов от повреждений. (–) Несовместимость ни с чем, кроме Sony, LG и некоторых моделей Minolta. (–) Сравнительно крупные размеры (но меньше, чем CF). (–) Продающиеся карты имеют меньший объем, чем SD. (–) Высокая цена (в 1,5 раза дороже, чем CF и SD). Уменьшенный вариант — MS Duo.
xD Picture Card (xD). Стандарт Fujifilm и Olympus. В теории — весьма перспективен, на практике — дорогой и малораспространенный. (+) Малые размеры. (–) Несовместимость ни с чем, кроме Olympus и Fujifilm. (–) Низкая скорость. (–) Высокая цена (на уровне MS). (–) Продающиеся карты имеют объем, меньший, чем у SD.
SmartMedia (SM). Очень старый формат, предшественник xD. Характеристики еще хуже, чем у xD, плюс крупные размеры и максимальный объем всего 128 Мб.
Если смотреть объективно, то лучшие форматы на сегодняшний день — это CF и SD, они же самые распространенные. Но, тем не менее, при выборе ЦФК тип карты памяти должен иметь третьестепенное значение, если, конечно, у вас нет стопки карточек на несколько ГБ и/или КПК с тем или иным слотом.
Q: Карты памяти какой фирмы лучше? A: Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Сейчас на рынке представлен ряд производителей карт памяти, выпускающих продукцию примерно одинакового уровня. Это SanDisk, Transcend, Pretec, Apacer и Kingston. Выбор между этими производителями — дело вашего вкуса.
Стоит отметить, что в случае карт стандартов CF, SD и MMC не имеет смысла покупать «родную» память от производителя вашей ЦФК. Такие карточки стоят значительно дороже, а представляют собой продукцию вышеприведенных фирм с другими надписями на наклейке.
Q: Нужно ли покупать самую быструю карту памяти? A: Не имеет большого смысла, если только вы не собираетесь регулярно снимать RAW длинными сериями на зеркальную фотокамеру. В компактных ЦФК разницу между «нормальной» и «скоростной» картами памяти можно заметить, только если специально засекать время записи с секундомером (да и то не факт, что ЦФК сможет реализовать весь потенциал карточки). В случае если для переписывания фотографий на компьютер вы используете картовод, «быстрая» карта обеспечит заметное ускорение передачи снимков. В остальных случаях будет достаточно иметь карточки со скоростью 40х и выше.
Разумеется, совсем старые карты памяти будут показывать плохие скоростные характеристики, но чтобы найти такие карты в продаже, нужно очень сильно постараться.