Понедельник, 02.12.2024, 00:55
Сайт WLADIMIRA
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Ю.Шевчук
Правильная Погода
Яндекс.Погода
Алма-Ата
Форма входа
Меню сайта
АРХИВ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
free counters
Переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT
НОВОСТИ
 Блог и фото
Главная » 2010 » Январь » 3 » Симбиоз двух народов Казахстана.
20:19
Симбиоз двух народов Казахстана.
При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга.
Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами.
Л.Н.Гумилёв.

Если сегодня попытаться проанализировать положение русских и русского языка в Казахстане, то хотелось-бы всем вам напомнить, что сами русские и русский язык в Казахстан пришёл вместе с русскими поселениями и городами, которые на этой земле появились не вчера и не позавчера а к примеру город Гурьев был Заложен на земле Казахстана в 1640 году, купцом Гурьевым, Павлодар ведёт свою историю с 1720 года , Петропавловск заложен в 1752 году а город Уральск был заложен Яицкими казаками аж в 1584 году и ещё мы можем назвать много и много Казахстанских Русских городов появившихся на этой Земле не одну сотню лет назад.


Конечно, видимо были и чисто казахские города, которые они строили на юге и ещё кое-где, но наверное не стоит забывать, что казахи всё-таки, в массе своей были кочевниками а не жителями городов.
И все эти столетия русский язык звучал параллельно с казахским на наших степных просторах.


Несмотря на то, что народы наши были совершенно разными - русские осёдлыми жителями сёл и городов, а казахи кочевыми номадами, которые перешли к осёдлому образу жизни лишь в 30-е годы и принудительно во время Сталинско – Голощёкинской коллективизации, принёсшей миллионы смертей казхаскому народу, о которых скорбит и поныне весь Казахстан, мы всё-таки всегда могли понять друг друга и могли жить не держа камня за пазухой.

Сегодня я часто слышу утверждения о том, что якобы русские понастроили для казахов городов и принесли сюда цивилизацию.
Повторю ещё раз, что такое утверждение не соответствует истине – не жили казахи никогда в массе своей в русских городах и в 1970 году, когда я учился в русской школе, в Алмате было менее 10% казахов, (некоторые называют цифру в 7%) и все наши города населяли уж никак ни казахи, которые жили со своим укладом жизни и со своей скотиной в своих аулах, в большинстве своём говорили на родном казахском языке и им не было никакого дела до русских городов и их русской жизни.

Не забывайте, что русский и казахский народы в Казахстане – это всегда были два совершенно разных мира, ничем ни похожие друг на друга, живущие каждый по своим законам и по большому счёту, совершенно чуждые друг другу.
Соответственно, давайте не будем кривить душой и приписывать русским того, чего они никогда ни делали - русские строили свои города для себя и только для себя… ну и чуть-чуть для коренных жителей Казахстана – Национальный Драмтеатр, ну и ещё там всякого-разного по мелочи…

И если уж применить классификацию Гумилёва по сосуществованию наших двух этносов на одной земле, то мы все эти столетия, вплоть до 70-х годов прошлого века, жили в Ксении друг с другом, занимая каждый свою экологическую нишу и сосуществуя по отдельности.


Понятно что за эти столетия происходила какая-то диффузия среди пограничных областей граничащей в нашей жизни и взаимопроникновение двух наших народов потихоньку всё-таки шло, но массовым это взаимопроникновение назвать было никак нельзя до момента прихода к власти Кунаева - ведь если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что после Сталинской коллективизации, унёсшей миллионы жизней и разорившей до крайней степени нищеты животноводов и хлебопашцев, прошло менее 10 лет и пришла Великая Отечественная, когда все Казахи – мужчины ушли на фронт и кто провоевал пять лет и выжил – пришли русскоязычными.


Потом десять лет ушло на послевоенное восстановление разрухи, а потом подъём Целины и всё это время было не до казахов и их проблем и они продолжали жить своей тихой аульной жизнью с патриархальным укладом, сложившимся на протяжении тысячелетий, не стремясь особо менять свою привычную юрту на современную жизнь.


К тому-же в Казахстане казахов было чуток более 30% и основная доля Казахстанцев были русские.


Лишь с приходом во власть Генсеком Брежнева, началась потихоньку осуществляться урбанизация казахов и за время правления Кунаева, в одну только Алмату вселилось около 300 000 казахов, превратив столицу Казахстана в миллионный город.

Тогда-то – в эпоху Кунаева, казахи наконец-то получили возможность массово поступать в ВУЗы и несмотря на то, что в Казахстане количество казахов не дотягивало до 40% в ВУЗах Казахстана они составляли значительно больший процент, чем русские. Доля абитуриентов-казахов в Казахстане, как правило, составляла минимум 60-70 процентов. В 1985 году 61 процент абитуриентов Высшей школы милиции МВД СССР в Караганде были казахи, ещё больший процент составляли студенты-казахи в Чимкенте.

Получив Высшее образование, большое количество казахской молодёжи, стремилось любыми возможными путями, закрепится в городе и как-то в нём обустроиться – аульные родители им в этом здорово помогали, да и кооперативная квартира в городе в то время стоила не столь-уж и заоблачных денег – однокомнатную можно было купить, вступив в кооператив, тысячи за 4 – 5 рублей, ну а мясо на базаре ниже 4-х рублей за килограмм никогда не опускалось.

И вот тут-то мы с вами подходим к обьяснению причин самой главной обиды казахов на русских – двуязычие казахов и одноязычие русских!


Каких-только слов я не прочёл в Интернете в адрес русских за то, что они не хотят учить казахского языка!

Но поймите простую истину – вам-то второй русский язык, в придачу к родному казахскому, впитанному с молоком матери, достался от-того, что вы попали в русскоязычное общество, ведь если до начала семидесятых годов мы русские с казахами жили в Ксении двух изолированных друг от друга групп, занимая каждый свою нишу и не касаясь особо, кроме городских малочисленных казахов, друг друга, то с началом семидесятых годов маленький поток сельчан не прерываясь ни на мгновение, тоненьким ручейком стал пополнять город аульными казахами.


Мы ведь прекрасно понимаем, что сотня никогда не заговорит на языке одного, а вот одному, иной раз бывает достаточно года, чтобы выучить язык окружающей сотни -
город принимал и продолжает принимать казахов этим тоненьким потоком, перемалывая их в русскоязычных и по сей день. Согласитесь, что если-бы сельские казахоязычные казахи хлынули в русскоязычные города огромным, всё заполняющим собой селем, то и казахская речь, зазвучавшая повсеместно на улицах наших городов, вынудила-бы к освоению её и со стороны резко уменьшившегося, в своём процентном соотношении, числа русскоязычных.

И заметьте, что сегодня человек хлебнувший русского языка, и получивший доступ к городской культуре, постарается уже никогда не возвращаться в голодное село сегодняшнего образца и к казахскому моноязычию...


Почему?

Одной из причин является то, что в Казахстане жутко-огромный разрыв между богатым городом и бедной деревней.
На селе ведь сегодня нет фермерства Канадского типа, когда семья в состоянии заниматься сельским хозяйством современного образца, которое подразумевает 200 га земли и стойловое высокоэффективное животноводство и по уровню жизни способно конкурировать с городом.


Для того, чтобы стать подобным фермером, хозяин должен быть и механизатором и хлебопашцем и животноводом в одном флаконе. Достигается это потомственным освоением профессии с самых малых лет от отца к сыну и находится подобное сельское хозяйство на обязательной дотации у богатого государства.
Нам ещё надо дорасти и до потомственного фермерства и до богатых субсидий в наше сельское хозяйство со стороны богатого государства и до этого самого богатого государства, которое сможет такие субсидии в это самое сельское хозяйство осуществлять.

А вот если взять для анализа сегодняшних коренных жителей Казахстана и откинем всех остальных 40% населения Казахстана, которые не являются казахами и рассмотрим что из себя представляют те сегодняшние 9 миллионов человек, которые этнические казахи, хотя мне кажется, что цифры эти несколько притянуты с потолка и на самом деле казахов ни 9 миллионов а на миллиончик поменьше и соотношение в стране русских и казахов несколько ближе к фифти/фифти, то мы можем увидеть, что Гумилёвский принцип сосуществования двух этносов из Ксении, когда наши этносы жили всё-таки обособленно, плавно переходит сегодня в Симбиоз - взаимополезное сосуществование наших двух этнических групп уже в смешанных городах, при котором разные этносы сохраняя присущее им своеобразие, стараются почерпнуть друг от друга, всё то, что представляет для них какую-либо ценность. Симбиоз проходит тяжело и со скрипом, со взаимными обидами и упрёками - но этот процесс медленно и верно всё таки идёт в плюс нашим двум народам.

Наверное сегодня для казахов, главной ценностью, является конечно-же русский язык, через знание которого, они получают для себя огромную пользу и выход в Большой мир из нашего 15 миллионного Казахстанского, в котором 3/4 населения, в какой-то мере, уже владеют русским языком.

Обратите внимание, что уже на сегодняшний день, сами казахи поделены на две чётко-выраженные группы.

1 группа, это казахи, ориентированные на русский язык и европейский тип развития, которых мы ассоциируем с городскими жителями и которых мы можем считать русскоязычными, проевропейскими и современными по духу (как-то я с трудом представляю себе городского казаха на кобыле, пасущего баранов себе на пропитание и заслушивающегося, в перерывах между ратными трудами, звуками домбры вместо работы с мышкой и Клавой за компьютером.)

2 группа, это казахи, ориентированные на старые традиции, один казахский язык и являющиеся поклонниками традиционного казахского типа развития общества и большинство таких продолжает жить в патриархальном ауле.

Повторюсь, что мы очень часто слышим от казахов, призывы учить и говорить на казахском языке… но на практике-то мы видим, что сами казахи, из тех кто стал городским жителем, продолжают говорить, смотреть телевидение, общаться в Интернете и часто получать образование на русском языке, часто пренебрегая родным казахским.


Попытайтесь сегодня нашего городского казаха, закончившего когда-то КазГУ или МГУ, который душой и сердцем болеют за казахов и казахский язык уговорить забыть русский язык и перейти целиком и полностью на казахский с его Хабаром и сайтом АбайКЗ, чтобы не на словах, а на деле содействовать развитию казахского языка в Казахстане – вы думаете у вас это получится?.


К примеру экс-сенатор Уалихан Кайсаров привёл такие данные, что в настоящее время, согласно Государственных данных, 61% казахстанских школьников обучаются на казахском языке, хотя на сегодня в Казахстане функционирует всего 3811 школ с преподаванием на казахском языке, а всего у нас около 10 тыс. школ. Надо-бы учесть и то, что русские школы часто переполнены и классы укомплектованы до 35 – 40 человек на фоне казахских классов в которых иной раз обучается по 15 человек.

Я пытался получить более точные данные статистические данные, так как слышал из других источников, что на самом деле в Казахстане сегодня 7895 школ а вот сколько из них русскоязычных а сколько казахоязычных - сегодня есть тайна за семью печатями.


Но видимо все прекрасно понимают, что сфера русского языка намного шире сферы казахского языка и человек владеющий только казахским языком попадает в ограниченный казахоязычный мир, состоящий из Хабара и десятка сайтов в казнете, на фоне которых Рунет, РуТВ и вообще РуМИР, по своим масштабам, просто Столица на фоне маленького провинциального аула..

Конечно Казахи, в большинстве своём, знают родной язык и часто говорят на нём в семье или между собой, но выйдя в город, при своём двуязычии, внутригородская жизнь продолжает оставаться русскоязычной.


Ведь сегодня на фоне патриархального аула, город представляет из себя европеоидное общество с доступом через русский язык к всемирным ценностям и осознающее в себе Гражданское начало, которое начинает довлеть над Национальным, а носители казахского языка (здесь и далее речь идет о казахах, не владеющих русским языком) в городах занимаются низкоквалифицированным трудом, в основном работая на стройках, рынках и т.д.


Конечно, есть казахи, которые не владея русским языком достигли определенных успехов в творческой работе. Это в основном в казахоязычной прессе и учебных заведениях на казахских отделениях (других примеров я пока не встречал), при этом, по их признанию, они испытывают значительные трудности в своей работе и вынуждены осваивать русский язык. Говорить же о работе в коммерческой сфере даже на уровне менеджера нижнего звена им даже не приходится.


Замечено, что ни один человек из аула освоивший русскую речь и городскую культуру уже не возвращается в своё прошлое и он продолжает ностальгировать по родному аулу, но желательно из своей городской двушки с центральным отоплением а не кизяково-шанырачным с сомнительным удовольствием перегреваться стороной обращённой к очагу и переохлаждаться той стороной которая обращена от очага, холодными весенними и осенними ночами пока не пришло летнее тепло или они не перебрались на свои постоянные зимние квартиры.

Зайдите на любой казахоязычный сайт и посмотрите на количество материалов на казахском языке и количество материалов на русском языке и на счётчик посещения этих сайтов.


Когда я задал вопрос Александру Ляхову в его интервью на ЗонеКЗ о состоянии дел в Интернете с казахским языком, то получил ответ, что с 2003 года Казнет развивается в ключе резкого увеличения русскоязычных сайтов, а к 2010 году число пользователей интернетом планируется довести с 2 сегодняшних миллионов до 3 миллионов и он нам рассказал о замершем фактически на той-же отметке, что и пять лет назад, количестве казахоязычных сайтов.


Потом я зашёл на расхваленный сайт Абай.Кз и заглянул на их форум посмотреть на активность казахоязычных посетителей форума .
Люди там постили неделю назад, 26 дней назад и это на сайте, который действительно сделан очень очень хорошо и на хорошем движке.
Возьмите Ел Райы Айны Айтжановой – сайт задумывался как двуязычный и несмотря на то, что там размещается много материалов на казахском языке, посетителей в лучшем случае дюжина человека за день.


Это очень нехороший и тревожный для казахов показатель – русский язык, конечно, давно признан одним из мировых языков… но, тем не менее самим казахам не стоит пренебрегать родной речью и озаботиться наконец тем, чтобы в школах Казахстана учителя казахского языка могли научить наших детей если и не владению казахской речью на уровне Абая или Ауэзова, то уж на уровне разговорной свободной речи – обязательно - чего мы пока, что не наблюдаем.

Будут-ли сегодня русские учить массово казахский язык? – думаю этого от них требовать бессмысленно и надо искать другие пути, через детские садики, школы и вуЗы и если мы посмотрим статистику по этому вопросу, то поймём, что за двадцать лет мало что изменилось в казахоязычии русских жителей Казахстана, а вот решать этот вопрос цивилизованно стоит и делать надо главный упор именно на повышение и только на повышение качества преподавания казахского языка нашим детям в школах – это, несомненное требование нового времени в нашем русско-казахском обществе, стремящемуся к симбиозу и поиску взаимной выгоды.


И наверное все со мной согласятся, что и во всех Казахоязычных школах, надо повышать качество преподавания русского языка для казахских детей – в жизни всегда пригодится…
Просмотров: 947 | Добавил: Wladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Сатирикон • 23:04, 05.02.2010
Всё верно, Владимир. Абсолютно верно. Ни добавить, ни убавить. Симбиоз народов - это, действительно, источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Это подтверждено историей развития человечества. Это хорошо понимал Абай еще 100 лет тому назад. ...И как трудно это воспринимается современными его потомками. Вот парадокс! Причин много. И объективные, и субъективные... Главная из них - упрямое нежелание к диалогу. Которое вырождается в конфронтацию. Нацпаты тут хорошо поработали. Власть мало уделяет, а порою бездарно решает (или не решает) эту проблему...
Без государственной продуманной программы этот процесс затянется на долгие годы, порождая различные негативы...
avatar
0
2 Erlan • 22:52, 03.07.2010
ne simbioz a parazitizm (kolonialnaja politica)
avatar
Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Коментарии

Песня хорошая!



Вот только през




Спасибо за фото

дулаттар негизи

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    КУРС ВАЛЮТ
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Сделать бесплатный сайт с uCoz