Ø Эбраэли (грузинские евреи).
В 90-ых гг. до н.э.
Армянский царь Тигран II совершил поход в Палестину и увёл много пленных,
которые были поселены на Кавказе и легли в основу общины грузинских и армянских
евреев..
Численность в Грузии – 14,31 тыс. человек, в России – 1 172
человек. До 1970-х гг. проживали в основном в Грузии, часть – в Армении.
Говорят на жаргоне киврули (т.е. еврейский), включающем многие корни из языка
иврит. У большинства окончания фамилий
«-швили». Арменоидный антропотип.
-------------------***----------
В 14 в. началась эпидемия чумы, а поскольку истинных причин
бедствия никто не знал, жители всех охваченных чумой стран с подачи церкви
обвинили во всем чужестранцев, путешественников, цыган, появившихся в Европе в
12 в. и членов нехристианского меньшинства – евреев. Люди считали, что
еврейские общины мстят за десятилетия гонений, отравляя колодцы и источники.
Истинными причинами чумы были цыгане, принесшие эту страшную болезнь из Индии,
а причиной быстрого распространения – обычай целовать крест в Церкви:
металлический символ целовали сначала убогие и юродивые, больные и умирающие (в
т.ч. от чумы), а затем уже – здоровые люди.
-------------***---------
В 15-16 вв. значительная часть европейских евреев и просто
иудеев переселилась в Польшу, где они менее подвергались гонениям. В Польшу
переместился и культурный центр. В результате трех разделов Польши в 1772–95
гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и
Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя
стала одним из наиболее населенных евреями государств.
-----------------***----------
В 1555 г.
папа Павел IV в своей булле "Cum nimis absurdum" требовал
строжайшего, постоянного ужесточения всех существовавших до того времени указов
касательно иудеев (и не обязательно евреев), требовал их переселения в гетто.
Иудеи считались еретиками, так как исповедовали не христианство. Евреев,
принявших христианство, т.н. марранов, это не касалось, т.к. они не выделялись
на общем фоне. Следует повториться, что существовало отождествление понятий
"еврей" и "иудей". Через год многих (кто не откупился от
церкви), не согласившихся на христианизацию, иудеев Рима насильно выселили. Все
католические страны, где они пользовались относительными свободами, были
обязаны последовать этому примеру. В конце XVI века в Польше, с окончанием
правления Казимира Великого, не-христиан переселили в гетто. Там скопилось
огромное количество беженцев, спасавшихся от погромов, учиненных казаками в
украинских деревнях (при Богдане Хмельницком). На Украине иудеи прочно
ассоциировались с тюрками (хазарами, монголами и турками). Позднее в Польшу
перебрались этнические евреи, осевшие в альпийских землях, в Богемии и
Восточной Германии ещё со времён Римской Империи.
Слово «антисемитизм» было впервые употреблено крещённым
полуевреем Вильгельмом Марром в 19 веке его антииудейском памфлете «Победа
иудаизма над германизмом».
----------------------------***--------------
В конце 19 в. в Европе возник сионизм – движение, ставящее
целью возвращение евреев в Палестину и создание там еврейского государства.
Однако до 1917 года эмиграция евреев в Палестину (которая находилась тогда под
властью Турции) была незначительной. Всего за период с 1881 по 1917 гг. в
Палестину выехало 65 тыс. евреев. Там они оседали вперемешку с местными
евреями-сабра.
За эти же годы в США из Европы и Турции эмигрировало около
2,5 миллионов евреев. Эмиграции из России особенно способствовали погромы,
прокатившиеся перед и во время Революции 1905–07 гг. Евреи считались
противниками монархии, т.к. многие революционеры были этническими евреями.
---------------------------***---------------
В 80-е годы 19 в. в Палестине Элизером Бен-Иегудой (Лазарем
Перельманом) был возрожден древнееврейский язык в качестве разговорного. Этот
язык получил название иврита.
Период британского мандата в Палестине (1918-1948 гг.) В
ходе Первой мировой войны Палестина была захвачена Англией. В 1917 г. английское
правительство опубликовало «Декларацию Бальфура», в которой обещало
содействовать созданию в Палестине национального очага для еврейского народа.
Первым, о создании еврейского государства на Ближнем Востоке, заговорил ещё
Наполеон Бонапарт, но его планам не суждено было сбыться – он был сослан на
остров Святой Елены, а его сторонники подвергнуты гонениям. Интересно, но
французские евреи не поддерживали его идею. «Декларация Бальфура» способствовала
увеличению миграции евреев в Палестину, но не кардинально: за период 1919–31
гг. туда выехало около 120 тыс. евреев. По-прежнему преобладала эмиграция в
США, которые в 20-е годы ХХ в. стали наиболее населенной евреями страной. Темпы
эмиграции в Палестину изменились после прихода к власти в Германии Гитлера в
1933 году. За шесть лет, предшествовавших Второй мировой войне, в Палестину
уехало более 200 тыс. евреев. Имел место еврейский терроризм против британцев.
Первым руководителем Израиля стал Давид Бен Гурион, бывший лидером
антибританских сил.
В 1947 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании на территории Палестины
двух независимых государств – еврейского и арабского. Палестина и Израиль
(Мединат Исраэл) планировались, как «полигон» для выяснения отношений между
СССР и США. Сначала СССР хотел склонить новорожденное государство Израиль к
социалистической модели развития, но Израиль предпочёл капитализм. Тогда СССР
сделал ставку на Египет, Иорданию, Сирию, Ливию, которые получали постоянную
финансовую и военную помощь. СССР начал поддерживать Арафата, который стоял у
истоков палестинского терроризма. 14 мая 1948 г. на части территории Палестины было
провозглашено государство Израиль. Через несколько часов после провозглашения
независимости Израиля началась Арабо-Израильская война, в которой против
Израиля выступили 7 арабских государств. Война закончилась в 1949 г. победой Израиля,
который захватил часть территории, предназначенной для арабского государства
Палестины. В ходе Шестидневной войны 1967 г. под контроль Израиля перешла вся
территория Палестины: Сектор города Газа, Западный берег реки Иордан (Иудея
& Самария) и Голанские высоты в Сирии. Эти территории официально считаются
оккупированными. Во второй половине 20 века темпы еврейской эмиграции в Израиль
значительно возросли. За период 1948–1966 гг. в Израиль приехало более 1,2
миллионов евреев – почти в 2 раза больше, чем было там в момент провозглашения
независимости. В настоящее время население Израиля 6,5 млн. человек (включая
оккупированные территории), из них 25 % – арабское население, доля которого
постоянно возрастает.
------------------------***---------------
=================================================================*
---------------------------***--------------
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПОДГРУППА СЕМИТСКИХ НАРОДОВ
Современные евреи и народы к ним приравненные делятся на
следующие группы:
• сефарды – евреи
южной Европы (языки романской группы)
• ашкенази – евреи
северной Европы (язык германской группы – идиш)
• сабра – евреи
Израиля (язык семитской группы – иврит)
• эбраэли – евреи
Грузии (язык картвельской семьи – киврули)
• религиозная группа
караимов (язык тюркской группы – крымско-татарский)
•
этноконфессиональное сообщество крымчаков (язык тюркской группы – крымско-татарский)
•
этноконфессиональное сообщество горских евреев (язык иранской группы – татский)
• яхуди – евреи
Средней Азии (языки иранской и тюркской групп)
• сэмуран – китайские
евреи (китайский язык)
Численность носителей
еврейских языков и диалектов – 14 млн. человек.
______________________________
• к евреям часто относят другой северо-западный семитский
этнос ассирийцев и фалашей (эфиопов-иудеев).
Из 14 млн. евреев мира 29 % живeт в Израиле и на
Ближнем Востоке. Остальные – в диаспорах: 47 % – в Северной и Южной Америке, 22
% – в Европе, 2 % – в других регионах мира. Религиозно евреи делятся на
мистагнадимов, мизрахитов, реформистов и хасидов.
------------------------***-------------------
АШКЕНАЗИ.
Считаются выходцами из Хазарии.
Церковь рекомендовала
в целях сегрегации давать жителям гетто новые характерные фамилии и окончания,
содержащие названия природных явлений или растений (для Германии) или указание
на территориальное происхождение (для Польши).
Таким образом, фамилия не может служить указанием на
еврейское происхождение, т.к. в гетто (shtetl) жили не только иудеи, но и
христиане, не согласные с режимом, мигранты и бедняки.
В Германии: -бах
(ручей), -баум (дерево), апфель- (яблоко), -штейн (камень), -ман (человек из
такого-то гетто), -фельд (поле), -дорф (), -бург (указание на город), -берг
(гора), -ланд (земля) и другие, включая фамилии, означающие профессиональную
принадлежность жителя гетто (Шнайдер – портной, Поттер – горшочник).
В Польше и Беларуси:
прибавлялись окончания "-ски" (русифицированная форма –
"-ский") и "-ович/-евич" (с ударением на "о" и
"е”) – производные от географических названий (город Кричев – фамилия
Кричевский, первоначально производные добавлялись к основной еврейской фамилии,
а потом занимали её место. Например, Амир Бецалель Кричевский стал впоследствии
Амиром Кричевским).
Из выше написанного следует, что в Восточной Европе
происходило формирование своеобразной этнической группы, состоящей из
этнических евреев, хазар, венгров и представителей других национальностей,
включая немцев, литовцев и поляков, исповедовавших иудаизм. Эта группа и
получила название "ашкенази". Основная масса евреев в США и Южной
Америке – выходцы из Восточной Европы. В годы фашистской диктатуры истреблению
подвергались все люди, имеющие ближневосточные или монголоидные черты, а т.ж.
все иудеи, независимо от национальности.
Основной язык общения ашкеназов – идиш (ср.-нем.
"jiddisch" – "иудейский"). Он представляет собой восточный
диалект средненемецкого языка (Австрия, Бавария) с примесью еврейских,
тюркских, славянских и иных слов. Делится на два диалекта: западный идиш
(Северная Европа, Прибалтика) и восточный идиш (Израиль). Знаменитый картавый
акцент (грассивное "р") характерен для носителей многих европейских
языков – французского и немецкого, в том числе и идиша.
-----------------------------***------------------
Ø Яхуди (евреи
Средней Азии).
- лахлухи – курдские евреи (курдско-еврейский язык)
- джедиды – туркестанские евреи-мусульмане (джедийский
<персидско-еврейский> язык)
- джеет – киргизские евреи (киргизско-еврейский язык)
- бухарские евреи (таджикско-еврейский язык)
- джемшиды – афганские евреи-мусульмане (афганско-еврейский
язык)
- чала – бухарские евреи-мусульмане (таджикско-еврейский
язык)
- биней исраэл – индийские евреи (язык хинди)
В Средней Азии евреи появились в 5 в. н.э. Большие общины
образовались по всему Бухарскому эмирату. Во время мусульманского завоевания в
6-8 вв. н.э. многие местные евреи приняли ислам. Первоначально они говорили на
персидско-еврейском языке, а в 16-18 вв. оформились в особую этническую группу,
говорящую на таджикско-еврейском языке. Термин «бухарские евреи» возник в 19
веке, когда в Российской империи стали различать "коренных” евреев Средней Азии
и вновь прибывающих с Ближнего Востока. В мусульманской Средней Азии иудеи
<по-арабски – "яхуди”> и христиане <по-арабски – "насара”> находились в полувассальной зависимости и
назывались «зиммии» ("люди Книги”, т.е. Священного Писания в той или иной
форме). Они были обязаны выплачивать налог (джизья) и пользовались некоторыми
ограничениями. В 18 в. в некоторых районах началась насильственная исламизация
евреев, исповедовавших иудаизм. Вновь обращенные были обязаны произнести под
угрозой смерти несколько фраз на арабском языке – символ веры. В Средней Азии
исламизированные евреи назывались «чала» (от тадж. "ни то, ни сё”), в Иране и
Туркмении – «джедид уль-ислами» (новообращённые в ислам). Чала и джедиды
подвергались дискриминации, как со стороны мусульман, так и со стороны бывших
единоверцев – иудеев. В 1910 году евреев-мусульман насчитывалось порядка
нескольких тысяч. Основным занятием была торговля персидскими коврами.
Численность всех евреев Средней Азии – не более 200 тыс.
чел. Многие из них (особенно мусульмане) постепенно сливаются с местным
населением. Антропологически – хорасанский (индо-афганский,
памирско-загросский) расовый тип (высокий и средний рост, выпуклый нос, узкое
лицо, развитый волосяной покров, выпуклый затылок) . Присутствуют и арменоидные
элементы.
------------------***---------------------
===================================================================*
ЕВРЕЙСКИЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ
• Евреи СНГ
Наиболее часто среди евреев бывшего СССР встречается фамилия
Левин. Существует такая же русская номографическая христианская фамилия. По
большей части она встречается в России, для Украины она не типична (русская
фамилия должна читаться ЛЁВИН, ибо восходит не к колену Леви, а к мужскому
уменьшительному Лёва, от Лёв, как произносилось это имя по-старорусски). В
Украине фамилия Островский очень распространена как среди христиан, так и среди
евреев. В 1915 г.
в киевской адресной книге были записаны 23 еврея и 32 христианина с этой
фамилией. В 1914 г.
в Одессе проживало Островских: 18 евреев и 16 христиан. Такие фамилии как
Слуцкий, Заславский и Каневский могли иметь и евреи и христиане, но чаще их
носили евреи. Также есть христиане с фамилиями Резник(ов), Бродский и Черняк,
но их число в крупных городах меньше, чем евреев с теми же фамилиями. Число
христиан немецкого происхождения с такими фамилиями как Фельдман, Фридман,
Гринберг, Розенберг и Шварц также весьма невелико, по сравнению с количеством
евреев с теми же фамилиями. В советском фольклоре Рабинович – самая
распространенная еврейская фамилия. Это можно заключить из того, что в большинстве
советских анекдотов "про евреев”, основным героем является Рабинович. Вот
пример такого анекдота: Турист подходит к дому в Одессе и спрашивает женщину из
этого дома: «Как мне найти квартиру Шапиро?” Женщина отвечает ему: "Крикните
"Рабинович!” – единственное окно, которое не откроется и будет квартирой
Шапиро». Типичные белорусские и литовские фамилии как Каган, Йоффе, Горелик,
Шифрин, Ханин, Гурвич встречаются и в Санкт-Петербурге. В Москве встречается
типичная украинская и молдавско-румынская еврейская фамилия Гринберг. Однако,
некоторые еврейские фамилии, типичные только для Белоруссии и Литвы, такие как
Эпштейн, Гинзбург и Гуревич входят в число 10 наиболее часто встречающихся
фамилий не только в Питере, но и в Москве. Фамилия Коган (из южной Украины и
Бессарабии) более типична, чем ее белорусский и литовский эквивалент Каган, как
в Москве, так и в Питере.
Наиболее распространенные фамилии среди евреев РФ, Беларуси
и Украины:
Левин, Коган (Каган), Шапиро, Гуревич, Рабинович, Лифшиц
(Липшиц и Лившиц – Украина), Фридман, Кац, Гинзбург, Иоффе, Эпштейн, Фельдман,
Резник(ов), Гринберг, Черняк, Бродский (в Украине), Горелик(ов), Беленький,
Певзнер (Познер), Каплан, Розенберг, Вайнштейн, Каневский, Хейфец, Варшавский,
Гольд(ен)берг, Спектор, Вайсман, Штейнберг, Шварц(ман), Заславский, Кейман,
Шойхет, Гольдштейн, Кричевский, Слуцкий, Островский, Цейтлин, Гальперин,
Хайкин, Лурье, Локшин, Либерман, Шифрин, Финкельштейн, Раппопорт, Ханин,
Гурвич, Спивак(ов), Розенберг, Янпольский, Поляк, Факторович.
• Крымчаки.
Наиболее распространёнными фамилиями являются Леви, Бакши,
Ачкинази (Ашкенази), Мизрахи, Пиастро, Гурджи, Пейсах, Пурим, Берман, Манто.
Известно 228 фамилий, которые можно разделить на несколько групп по
происхождению.
1). Фамилии от слов и имён на иврите (30 % фамильного фонда
и 40 % крымчаков, согласно переписи 1913 года).
- фамилии, связанные с традиционной структурой еврейской
общины: Коген (священник), Леви (жрец), Габай (староста), Нееман (казначей),
Реби (учитель), Хахам (служитель культа), Шамаш (служка в синагоге).
- фамилии от почётных титулов: Аврабен, Бентовим, Бехар,
Москил, Рабену.
- от имени отца: Абаев, Ашеров, Бохоров, Мешлам, Самойлович,
Урилевич.
- от названий религиозных праздников: Пурим, Пейсах.
- этнонимические: Мизрахи, Ашкенази. Фамилия Ашкенази
появилась в Центральной Европе в 13 веке, с 15 века Ашкенази известны и в
Крыму. Мизрахи известны с 17 века.
Для крымчаков ашкеназского происхождения характерны фамилии
Пейсах, Нейман, Коган и Шолом.
Для крымчаков сефардского происхождения – Песах, Нееман,
Бехар, Коэн, Мешулам и Шалом, Аврабен (от исп. имени Абрабанель), Табон (от
имени династии ибн-Тиббонидов), Масот (от араб. Масуд).
2). Фамилии на основе тюркского корня (30 % фамильного фонда
и 33 % крымчаков).
- фамилии от рода занятий: Атар (аптекарь), Бакши (учитель),
Биберджи (растящий перец), Кагъя (управляющий), Колпакчи (шапочник), Пенерджи
(сыровар), Сараф (меняла), Таукчи (разводящий птиц).
- по характерным чертам: Абрашев (прокажённый), Карагёз
(черноглазый), Кокоз (голубоглазый), Косе (безбородый), Хафуз (учёный), Чибар
(рябой).
- от имён: Валит, Хондо.
- этнонимические: Гурджи (грузин), Лехно (поляк), Франко
(француз), Жуд (испанский еврей). Гурджи широко известны на Балканах, Лехно
появились в 17 веке.
Имеется много двойных фамилий, вторая часть которых является
кличкой, полученной в Крыму.
3). Фамилии на базе романских корней (20 % фонда, 15 %
крымчаков).
- Анджель (буквальный перевод еврейского имени Малахия –
"ангел”), Конорт (перевод имени Менахем), Ломброзо (перевод имени Ариель –
"Бог-Лев”), Суружин – из испанского языка.
- Конфино (изгнанник), Манто, Пиастро, Тревгода (от имени
Торквато) – из итальянского.
- Пеаже (сборщик податей) – из французского.
4). На базе идиша и славянских языков, а т.ж. топонимов (6 %
фонда и 4 % крымчаков).
Идиш – Берман, Беер (перевод еврейского имени Дов –
«медведь»), Гутман (перевод имени Товия), Нудель (игла), Фишер (рыбак),
Флисфедер (плавник).
Славянские – Лобак, Соловьёв (в Украине, в России
распространена русская фамилия Соловьёв), Туркин, Чернов.
Топонимы – Готта, Вернадский, Вейнберг, Варшавский, Лившиц,
Лурье.
• Горские евреи.
Фамилии горских
евреев образовывались чаще всего от имени деда, как у нахско-дагестанских
народов (Елизаров, Анисимов). В Карачае и Балкарии евреи сохраняли в фамилии
имя общего предка (Богатырёвы, Мирзахановы). В Азербайджане тато-иудейские
фамилии образовывались по тюркскому принципу (Нисим-оглы, "нисим” – «чудеса»).
Изначально в тато-еврейском языке не было категории фамилии, только отчества
(бен Авраам, бат Симха). От женских имён фамилии не образовывались, в отличие
от ашкенази (у которых встречаются Розовы, Сарины). Другие известные
горско-еврейские фамилии: Исуповы, Шамиловы, Ихиловы, Гуршумовы, Раханаевы,
Мусаевы, Куденетовы, Гилядовы.
==================================================================*
МАСОНЫ
Слово «масон» часто употребляют как синоним слова «еврей»
(т.н. «жидомасонский заговор»), что в корне неверно. В конце Средних веков Ложи
Вольных Каменщиков (франкмасонов, спекулятивных масонов,
"каменщиков”-мыслителей) являлись религиозно-политическими сектами. Их
отличительной чертой были: таинство членства, обряды, почитание Люцифера (Бога
Света), идеи свободы, равенства и братства. Версий происхождения Ордена Масонов
великое множество. По первой, возникновение масонства восходит к временам царя
Соломона, который поручил архитектору Хираму Абифф (Адононираму) руководство
сооружением храма Сион в Иерусалиме. Этим архитектором рабочие были разделены
на три функциональные группы; а для того, чтобы они могли легко узнавать друг
друга, для оперативности были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда
идет установление степеней масонства и особого символического языка. Легенды о
Хираме в Библии нет, она взята из иудейского предания – именно это и служит
поводом для заявлений о связях "злых евреев" и масонов. По второй
версии, прародителями Вольных Каменщиков (первоначально, "ложа" – это
просто место для хранения рабочих инструментов и отдыха) были Римские коллегии
Ремесленников или Комациев. Члены таких объединений, или гильдий, строили
церкви, соборы, храмы и другие величественные здания. После распада Римской
Империи комации не исчезли. Их высоко ценили в Средние века, признавали Папы,
обеспечивавшие им особые привилегии и защиту вплоть до первой половины 14-ого
века, когда к власти пришел папа Бенедикт ХII. Вскоре гильдии
мастеровых-комациев лишились защиты папского престола и стали преследоваться
как подозреваемые в создании тайного общества Вольных Каменщиков, неподвластных
папским канонам. Третья легенда указывает, что масонство происходит из ордена
Тамплиеров (Храмовиков), который был разгромлен французским королем Филиппом IV
и Папой Климентом V за "сатанизм, поношение христианства и стяжательство”.
Орден ушел в подполье и тайно продолжил свою деятельность в новом качестве. В
19 веке в России многие масоны примкнули к революционным ячейкам. Имели
отношение к масонам: Суворов, Карамзин, Сперанский, Пушкин, Грибоедов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------*
http://randevu-zip.narod.ru/jew.htm
|