Давно хотел написать об уйгурах - одном из народов проживающем в Семиречье, бок о бок с нами испокон веков и отличающихся особенной любовью к земле, умеющих возделывать её и пронёсших свою самобытность сквозь тысячелетия.
Привожу документы найденные в Интернете и описывающие историю и жизнь этого народа на протяжении веков до наших дней: Уйгу́ры — один из тюркских народов. Говорят на уйгурском языке. Проживают в основном в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе (1,66 млн. км²), а также в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, России, в меньших количествах в Пакистане, Афганистане, Турции, Монголии и других странах. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью.
Общая численность около 20 млн. человек. Из них более 11 млн. проживают в Синьцзян-Уйгурском автономной районе, Казахстан: 230 000, Киргизия: 37 000, Узбекистан: 36 000, Россия: 3 000 Существует очень правдоподобная и хорошо обоснованная на исторических фактах теория, о том что хазары и родственные им барсилы, являются огуро-огузскими племеннами и входили в группу Уйгурских племен.
История СУАР очень древняя и самобытная. На своей ранней стадии она тесным образом связана с союзом кочевых племен гуннов. «Зависимые от гуннов владения вскоре появились не только в бассейне р. Тарим, но и много западнее. Одно из них упомянуто китайским историографом в связи с событиями середины I в. до н. э.» . Таким образом ясно, что к началу нашей эры историческая родина уйгуров находилась под властью гуннов, которые были их наиболее древними предками. Затем, «…в течение всего 1 тысячелетия нашей эры в Центральной Азии и степной части юго-западной Сибири, в Семиречье и на Тянь-Шане, в рамках общих для тюркской этнической среды процессов, происходило сопряженное формирование культурных традиций, связанных с собственно-тюркским, огузским, кыргызским и кипчакским этногенезом… Группа токуз-огузских (уйгурских) племен в жестокой борьбе… все более смещалась в сторону западной части Ганьсу и в Восточный Туркестан, уже в середине VIII в. превратив Таримский бассейн в западную периферию своего государства» .
К середине VIII века произошло объединение и усиление девяти уйгурских племен (токуз-огузов). В 745 году они создали Уйгурское государство, центр которого находился на территории современной Монголии. Однако территория страны была более обширной и включала в себя, в частности, и северную часть современного СУАР. Уйгурский каганат начал слабеть к середине IX века. По различным причинам, в том числе из-за междоусобиц, природных катаклизмов, падежа скота. В 840 году каганат подвергся нападению северных соседей и был разгромлен.
Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. По разному сложилась судьба уйгурского народа. Та его часть, что переместилась на юг, в сторону Китая, в результате была частично уничтожена, частично ассимилирована. Те, кто переместился на юго-запад, создали Уйгурское Кянсуйское (Ганьчжоуское) государство на территории современной китайской провинции Ганьсу. Те, кто переместился на запад, основали вместе с местными уйгурами, которые всегда жили в этих местах, — известное в истории уйгурское буддистское государство (Уйгурское государство Идикутов), просуществовавшее почти 500 лет.
Столицами этой страны были города Кочо (Турфан) и Бешбалык. Кроме того, местные оседлые уйгуры примерно в это же время совместно с другими тюркскими народами создали обширное государство Караханидов, со столицей в Кашгаре. Таким образом, «Утвердившись в конце I тысячелетия в Таримском бассейне и Джунгарии один из тюркоязычных племенных союзов, уйгуры, стал основным населением региона…»
Следует отметить, что возможность воссоздания государственности уйгурами, переместившимися на юго-запад и запад, в отличие от тех, кто двинулся на юг, объясняется немаловажным обстоятельством. Мы имеем в виду тот факт, что в местах, куда прибыли эти два потока уйгурских беженцев, уже жила часть их соплеменников. То есть территории западнее и юго-западнее современной Монголии, и в то время входили в состав Уйгурского каганата и это были земли уйгуров.
Отсюда совершенно ясно, что уйгуры, переместившиеся на юг, попали в собственно Китай, и поэтому подвергались уничтожению или достаточно быстрой ассимиляции.
«Очень важными для исследователя являются и вопросы возникновения феодальных отношений среди оседлых и кочевых уйгуров, изучения истории становления их раннефеодальных государств (VI—IX вв), слияния кочевых уйгуров Орхона (Монголии) с оседлыми уйгурами Восточного Туркестана (в IX—X вв), создания уйгурами развитых феодальных государств: в Ганьсу — Ганьчжоуского, в Турфанском оазисе — Уйгурского идикутства и в Кашгарии — государства Караханидов, просуществовавших соответственно 200, около 500 и около 400 лет.
Именно в эпоху Арсланханов и Караханидов в жизни уйгурского народа происходят огромные сдвиги, идет его дальнейшая политическая консолидация и упрочение независимости. На обширной единой территории — от Комула (на востоке) до Ферганы (на юго-западе) на землях двух уйгурских государств: Уйгурии Арсланханов и государства Караханидов — произошло слияние кочевых уйгуров с оседлыми уйгурами.
Процесс консолидации уйгуров в единый народ завершился в IX—Х вв.» Здесь следует дать небольшое пояснение в плане использования терминов. Дело в том, что например, слово «Джунгария», широко используемое сегодня, вошло в научный оборот лишь после образования и усиления Джунгарского ханства, то есть после XV века. Таким образом, во время существования вышеупомянутых уйгурских государств, никаких джунгар еще даже не было, а значит, эта часть исторической родины уйгуров естественным образом являлась частью Уйгурии (СУАР).
Тем более, что она входила в состав Уйгурского каганата, а затем именно там находилось Уйгурское государство Идикутов. Что касается использования здесь термина «Восточный Туркестан», то он лишь подчеркивает тот неоспоримый факт, что эта земля тюрков, а не монголов, китайцев или тибетцев.
Другое дело, что это — историческая родина одного из тюркоязычных народов, а именно уйгуров, которые уже в то время составляли подавляющее большинство населения региона. Кроме того, другие тюркоязычные народы имели и имеют свои национальные территории в другой, западной части Туркестана. Таким образом, вся территория Уйгурии с IХ река была разделена между тремя уйгурскими государствами: на севере это Уйгурское государство Идикутов, на юге — Уйгурское Караханидское государство, на востоке — Уйгурское Кянсуйское государство.
Практически все уйгурские области и крупнейшие города были объединены этими государствами.
Говоря о городах, мы имеем в виду: Сандиб, Кумул, Турфан, Бешбалык, Карашар, Кучар, Аксу, Баласагун, Кашгар, Яркенд, Хотан и т. д. Существование трех уйгурских государств на территории исторического Уйгурии определило и их приоритеты взаимодействия с соседями. Из истории известны даже случаи и политического объединения частей Уйгурии с другими государствами. Так, Уйгурское государство Караханидов все время укрепляло взаимоконтакты с мусульманскими странами Центральной Азии и на определенном этапе объединившись с ними, имело границу аж до Амударьи. А скажем, Уйгурское буддистское государство Идикутов, например, при Чингиз-хана вошло в состав Монгольской империи на правах пятого улуса, то есть без войны. Более того «в 1209 году Идикут Баурчук — правитель уйгуров, отверг покровительство каракитаев, чтобы принять покровительство Чингиз-хана.
Представитель Гурхана в Уйгурии — некто Чукам, находившийся в Турфане или Кара-ходже, был убит. Чингиз-хан, который всегда симпатизировал уйгурам, предложил свою дочь Алтун-бике в жены Идикуту». Что касается Уйгурского Кянсуйского государства, то оно вело интенсивную торговлю с Китаем и в XI веке было ликвидировано тангутским государством Си-Ся. Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов — добровольно, а Уйгурское государство Караханидов — путем военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попал в улус его второго сына — Чагатая. Именно поэтому староуйгурский язык называют чагатайским.
Лишь восточная часть страны — Турфан и Кумул вошли в состав улуса Угэдэя, — третьего сына Чингиз-хана, провозглашенного Великим ханом. О роли уйгуров в Монгольской империи широко известно. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть лишь то обстоятельство, что уйгурская письменность, воспринятая монголами в качестве государственного письма, применялась на всем пространстве, подконтрольном монгольским правителям.
Говоря конкретно об улусе Чагатая, отметим, что в его составе находились и земли, выходящие далеко за пределы исторического Уйгурии. В частности, это: современный Узбекистан, южная часть Казахстана, северная и восточная часть Афганистана, Таджикистан, Кыргызстан. Другими словами — это та часть Центральной Азии, которую принято называть Туркестаном.
В середине XIV века из Чагатаева улуса выделяется Могольское государство, которое покрывало территорию Уйгурии. Слово «могол» является не этническим наследником слова «монгол», а скорее династийным его приемником. То есть основное население Моголистана было тюркоязычным, а точнее, они были уйгурами, но их правители считали себя потомками Монгольских ханов.
Точно также, скажем, основатели Империи Великих Моголов в Индии не были этническими потомками монголов, но наследовали их династийное величие. Столицей Могольского государства был провозглашен город Бешбалык, уже бывший одно время столицей Уйгурского государства Идикутов.
В XV веке уйгуры потеряли часть своего государства. Племена ойратов — западных монголов, закрепившись на севере Уйгурии, создали там сильное Джунгарское (ойратское) ханство. С тех пор эту часть исторической территории Уйгурии некоторые авторы ошибочно называют Джунгарией, хотя известно, что джунгары — это одно из монгольских племен. И если следовать такой логике, то все территории, некогда занятые монголами, вплоть до Адриатического моря, следовало бы назвать именами конкретных монгольских племен, а скажем, современную Монголию следовало бы назвать Уйгурией на том основании, что еще до Монгольской империи там была Уйгурская империя, или Уйгурский каганат.
Как пишут исследователи этого периода «…ойратские (джунгарские) феодалы установили господство над уйгурами, киргизами и другими народами, населявшими Восточный Туркестан (в данном контексте — юг Уйгурии) и Джунгарию (в данном контексте — север Уйгурии)» Отсюда совершенно ясно, что:
1. Джунгары оккупировали территорию других народов, в частности, уйгуров, и
2. Признается, что уйгуры представляли собой основное население как Восточного Туркестана, так и Джунгарии, то есть, как юга, так и севера Уйгурии. Потеряв на время северную часть Уйгурии, уйгуры тем не менее вернули себе восток страны, а именно Турфан и Кумул, которые были затем исламизированы. «Старший сын Ахмеда — Мансур, после смерти своего отца, был признан как правитель Уйгурии, в Турфане, в Карашахаре и в Куче».
В XVI веке Уйгурия приобрел новое название: Мамлакат и Могулия (Государство Моголия). Столицей этого государства был провозглашен город Яркенд. Особенностью Уйгурского государства в XVI—XVII веках является то, что политическая жизнь страны во многом определялась деятельностью ходжей. Две исламские секты ходжей — «белогорцев» и «черногорцев» на протяжении двух веков соперничали друг с другом за влияние в Уйгурии. В конце XVII века к власти пришел лидер белогорцев — Аппак Ходжа. Однако, продолжавшиеся склоки создали благоприятную почву для того, чтобы вся территория Уйгурии оказалась под влиянием джунгаров.
На севере Уйгурии существовало достаточно сильное Джунгарское ханство, на юге Уйгурии — Уйгурское государство Моголия, попавшее в зависимость от джунгар. XVIII век явился для уйгурского народа периодом тяжелых испытаний. Территория Уйгурии подверглась оккупации, сопровождавшейся истреблением мирных жителей. Империя Цин начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им успеха».
Это произошло в 1717 году. Интересно отметить, что продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии. Это вполне объяснимо, ибо конечная цель маньчжуро-китайской экспансии была ужасной. Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не просто «…окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ… Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи»
Таким образом к 1756 году северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками. Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по той же причине. Мы имеем в виду междоусобные конфликты, умело используемые завоевателями. В связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного авторитета — лидера секты белогорцев — Aппак Ходжи, — братья Бурханэддин и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли черногорцы во главе с Яхья Ходжой. Следует сказать, что братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих политических противников, но сплотить население Уйгурсгана перед лицом внешней опасности полностью не удалось. Будучи патриотами своей страны, братья Бурханэддин и Ходжа Джихан еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками, оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния.
В 1758 году Ходжа Джихан объявляет себя правителем Уйгурии под именем Батур Хан. В целом ему удавалось контролировать ситуацию, хотя в некоторых городах еще находились его политические противники из числа уйгуров, которые в последующем перешли на сторону врагов. Продвигаясь на юг Уйгурии, маньчжуро-китайские войска «…овладели городами Куча, Шаяр и Сайрам. В Аксу и Уч-Турфане против Бурханэддина и Ходжа Джихана выступили местные беки, сдавшие эти города Чжао Хою…» К концу августа 1759 года был взят Яркенд (беки изменили Бурханэддину). Примерно тогда же пал Кашгар. Таким образом попытка братьев Бурханэддина и Ходжа Джихана отстоять независимость Уйгурии не увенчалась успехом.
Основные причины поражения заключались в отсутствии единства среди уйгурских лидеров. Борьба за власть, сотрудничество с врагом оказывались сильнее судьбы Родины. «В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии Цинской империи… в 1760 г., были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория)». Таким образом, во-первых, Уйгурия воспринимается рядом исследователей, как территория, состоящая из двух частей — Джунгарии и Восточного Туркестана, и во-вторых, китайское слово Синьцзян впервые было использовано для обозначения Уйгурии лишь в середине XVIII века. Причем оно само иллюстрирует тот факт, что Уйгурия для завоевателей — новая территория! Уйгурский народ никогда не мирился с потерей независимости. Уже в год образования наместничества, то есть в 1760 году произошло крупное восстание в Кашгаре. Через пять лет жители Уч-Турфана, на юге Уйгурии, в течение нескольких месяцев вели вооруженную борьбу. Возглавлял восстание Рахматулла. Подавив эти выступления уйгурского народа, маньчжуро-китайские оккупационные власти насильственно переселили часть уйгурского населения с юга на север Уйгурии.
Эта акция преследовала двойную цель. Во-первых, необходимо было несколько разрядить обстановку и поэтому такого рода переселение было в некотором смысле ссылкой для наиболее активных борцов за свободу. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.
Как мы уже отмечали, выступления уйгуров за независимость проходили постоянно. За период XVIII—XX веков их было около 400. Интересный момент, но борьбу за свободу возглавляли как представители секты «белогорцев», так и представители секты «черногорцев». Что касается крупных восстаний, то в XIX веке они вспыхивали в 1814 году во главе с Тилла-кари, в 1816 в году во главе с Зияутдином, в 1818 году во главе с Джахангир-ходжой, который в 1826—1828 годах возглавив борьбу вторично, сумел организовать силы сопротивления. Овладев важными стратегическими пунктами юга Уйгурии, такими как Кашгар, Яркенд, Хотан, Янгигисар, Джахангир-ходжа пытался наступать, правда безуспешно, на Аксу, Карашар, Кучар, Уч-Турфан. Потерпев поражение в решающей битве, Джахангир-ходжа был схвачен, увезен в Пекин и казнен. Как отмечают исследователи, "по свидетельству Вэй Юаня, маньчжуро-китайские карательные силы с необычной жестокостью расправлялись с уйгурскими повстанцами. Так, он пишет «Сколько убито неприятелей, не было счета, живыми схвачено 4000». .
Однако, значение восстания Джахангир-ходжи огромно. Как пишет Ч. Валиханов «После джангирского восстания обнаружилась вся слабость китайцев, которые до тех пор для азиатцев казались непобедимыми. Кашгарские патриоты ожили духом и получили новую и сильную надежду к возвращению самостоятельности своего Отечества». Уже через два года, в 1830 году, брат Джахангир-ходжи — Юсуф-ходжа организовал новое движение и с территории Коканда направился в Уйгурия. Ему удалось освободить Кашгар и Янгигисар. Однако в дальнейшем Юсуф-ходжа вынужден был вернуться в Коканд. Через 17 лет, в 1847 году известный уйгурский деятель Валихан Тура сумел также освободить Кашгар и Янгигисар, но не сумел развернуть наступление.
После подписания в июле 1851 года Кульджинского договора между Россией и Китаем, взаимоотношения этих двух стран значительно улучшились, однако это не отразилось на судьбе уйгурского народа. Продолжая испытывать гнет, уйгурские ходжи в 1855 году вновь попытались овладеть Кашгаром… В течение 1856—1857 годов также предпринимались действия в этом направлении. Летом 1864 года восстали жители Кучара, что расположен в самом центре Уйгурии. На юге страны волнения произошли в Кашгаре, Яркенде, Хотане. Восстание перекинулось на север, где началось выступление в Илийском крае, и таким образом практически вся страна была охвачена событиями. Однако, распри и междоусобицы, непонимание единых целей сводили на нет успехи восставших. На начальном этапе восстания, в 1864 году лидером движения был признан правитель Кучара — «черногорец» Рашиддин. Приняв титул Хан-ходжи, он немедленно предпринял шаги к расширению базы восстания. Во многом ему это удалось. Однако в 1866 году с прибытием в Кашгар из эмиграции «белогорца» Бузрук-ходжи, междоусобицы возобновились, что конечно же сказалось на ситуации. Одновременно в 1866 году правителем Илийского Края объявил себя Алихан, приняв титул султана. В результате Уйгурия оказался расколот на мелкие образования
. К этому времени на территории Уйгурии фактически оказалось пять государств. Это: Кучарское ханство, Кашгарское ханство, Хотанское исламское государство, Урумчийский султанат, Илийский султанат. Естественно, уйгурские политические деятели понимали необходимость объединения страны. Однако в силу личных амбиций, они не могли договориться. Руководитель восстания в Кучаре — Рашиддин-ходжа (Хан-ходжа) не признавался Кашгарскими деятелями, а скажем, правитель Кашгара — Бузрук-ходжа, не пользовался авторитетом среди лидеров других частей Уйгурии. Роль объединителя нации и страны взял на себя Якуб-бек, один из военачальников из Кашгара, прибывший ранее из Коканда. Проведя мероприятия по усилению армии, он при ее помощи сумел устранить несговорчивых ходжей и объединить страну. Все государственные образования на территории Уйгурии вошли в состав государства Якуббека. Это государство было провозглашено в 1865 году и называлось Йеттишар (государство Семи городов). На период его существования Уйгурия фактически в течение 13 лет был независимым государством.
В 1870 году Якуб-бек сумел присоединить к государству Йеттишар и Урумчийский султанат. Что касается Илийского (Таранчинского) султаната, то в 1871 году он был оккупирован русскими войсками. Военные столкновения уйгуров и русских начались в 1870 году. «Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 года откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 года в Кульджу и отказ Илийского султаната выдать его в назначенный срок заставили генерала Колпаковского усилить пограничные отряды и послать особый отряд». Оккупировав Илийский Край Уйгурии, русские войска находились там в течение десяти лет.
Между тем, государство Йеттишар безуспешно пыталось добиться признания своей независимости. Политика Якуб-бека была основана на лавировании между могущественными соседями Уйгурского государства — тремя империями: Российской, Британской и Китайской. К сожалению ни Россия, ни Британия не признали независимости государства Йеттишар. Империя Цин, тем временем, отвергнув даже предложение Якуббека на автономию, предприняла широкомасштабные военные действия. В 1877 году Якуббек был отравлен, а Уйгурия повторно оккупирован войсками династии Цин. Среди мирных жителей были проведены массовые аресты и казни. Командующий китайскими войсками генерал Цзо Цзунтан вошел в историю как палач уйгурского народа.
По Ливадийскому договору 1879 года и Илийский Край возвращался Россией — Китаю. В 1881—1883 годах русские войска были выведены из Илийского Края — северо-западной части Уйгурии. В 1884 году китайская администрация вновь переименовала Уйгурия в Синьцзян, административным центром которого стал г. Урумчи. Уже в начале XX века волна восстаний прокатились по Уйгурии. Уйгуры восставали в Кагарлыке, Яркенде, Хотане. Серьезные выступления произошли в Кумуле в 1912—1913 годах. Восстание возглавил Тимур Хальпа. Однако вскоре оно было ликвидировано, а Тимур Хальпа и лидер восставших жителей: города Турфан, которые намеревались примкнуть к кумульцам, Мухитдин, были убиты.
Крупное восстание уйгуров началось в 1931 году. Оно также началось на востоке Уйгурии — в г. Кумул. Руководителями восстания были Ходжа Нияз Хажи и Юлбарс Хан. Это выступление кумульских уйгуров цепной реакцией перекинулось на другие районы Уйгурии. «В Турфане движение возглавили купец Максудахун Мухитов (видный уйгурский национальный деятель) и два его брата. К уйгурам присоединились на севере Алтайского округа казахи во главе с Шариф-ханом, па юге карашарские монголы с молодым князем Махаваном, а также дунгане, киргизы». Восстание стремительно набирало темп и развивалось достаточно успешно. Объединенные общей ненавистью к правящему режиму, некитайские народы Уйгурии поддерживали друг друга и выступали достаточно сплоченно. «К весне 1933 г., уйгурские повстанцы, составлявшие главную и ведущую силу национального движения, а также повстанцы других национальностей (казахи, монголы, дунгане, киргизы) контролировали уже около 90 % территории…» Пытаясь сбить накал национально-освободительного движения народов Уйгурии, китайский губернатор — генерал Шэн Шицай обнародовал программу, суть которой заключалась в обещании ряда политических и экономических свобод.
Летом 1933 года Ходжа Нияз Хажи и Шэн Шицай достигли соглашения о фактическом принятии этой программы. При этом, огромная роль принадлежала Советскому Союзу, который оказал открытое давление на уйгурских лидеров. Тем не менее, нашлись и те кто сумел противостоять такому завершению восстания. В частности, с заранее предложенным сценарием не согласились лидеры юга Уйгурии, а именно Хотана и Кашгара. Сабит Дамулла и Мухаммад Имин Бугра летом 1933 года объявили о создании независимой Восточно-Туркестанской Исламской республики. Интересно отметить, что первоначально предполагалось назвать государство Исламская Республика Уйгурия, однако принимая в расчет национальные группы казахов, киргизов, узбеков и татар, проживающих в Уйгурии, решили изменить название государства. 12 ноября 1933 года в городе Кашгаре были официально обнародованы Программа, Декларация, Конституция республики. Президентом страны заочно объявлялся Ходжа Нияз Хажи. Премьер-министром — Сабит Дамулла. Этот шаг был призван продемонстрировать единство всех уйгурских лидеров, а значит и единство территории Уйгурии.
К сожалению, эта республика просуществовала недолго, и была ликвидирована при помощи Советского Союза. «В октябре 1933 года Шэн Шицай совершил визит в Москву для урегулирования экономических и военных вопросов… Во время повторного визита в декабре 1934 года его сопровождал… Апресов — Генеральный консул. В январе 1934 года… Шэн Шицай контактировал с Апресовым и добился прямой Советской военной поддержки». Премьер-министр Сабит Дамулла и некоторые министры были арестованы, препровождены в Урумчи, где и были убиты. Некоторые лидеры, такие как Мухаммад Имин Бугра и Махмут Мухити эмигрировали в Индию. Ходжа Нияз Хажи был назначен заместителем Губернатора, но через некоторое время репрессирован. Вместе с тем, стремление народов Уйгурии к свободе и независимости не ослабевало ни на миг. Крупное выступление народа было в 1937 году. Освободив Кашгар, восставшие двинулись в сторону Урумчи. Решающее сражение произошло в районе городов Корла, Карашар.
Объединенные китайско-советские войска разбили восставших. Затем последовали широкомасштабные репрессии по всему Уйгурии. Однако местное население не прекращало борьбу. Особенно упорное сопротивление оказывали уйгуры, казахи, и монголы в Илийском Крае. Кроме того, с началом Второй мировой войны, ориентация губернатора, китайского генерала Шэн Шицая поменялась. Переметнувшись на сторону китайских националистов — сторонников партии Гоминдан, он тем самым вызвал недовольство своих покровителей. Именно Советский Союз начал поддерживать в то время национально-освободительное движение народов Уйгурии. 8 ноября 1944 года подпольный Военно-Революционный комитет, заседавший в городе Кульдже, объявил о начале вооруженного восстания. За несколько дней все стратегически важные пункты Илийского Края были освобождены от гоминдановцев. Китайские гарнизоны были уничтожены. Вышедшие на помощь из Урумчи китайские войска были рассеяны.
В тесном содружестве действовали представители всех некитайских национальностей. 12 ноября 1944 года с городе Кульдже торжественно была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика. Территориально она охватывала три из десяти округов Уйгурии — Илийский, Тарбагатайскнй, Алтайский. Президентом республики был провозглашен маршал Алихан Тура(Возможно Алихан Бокейханов, чингизид, казахский политический деятель), узбек по национальности. Его первым заместителем стал уйгурский князь Хакимбек Ходжа, заместителем — представитель знатного казахского рода — Абулхаир Торе. Хотя провозглашенная республика одержала ряд серьезных военных побед, и была готова освободить оставшиеся округа Уйгурии, её судьба была предрешена. Дело в том, что пункт 3 Приложения к договору о дружбе и сотрудничестве, заключенного между Китаем и Советским Союзом в августе 1945 года касался Уйгурии.
В нем говорилось, что «Относительно развития Синьцзяна Советское правительство заявляет, что согласно статье V договора о дружбе и сотрудничестве, оно не будет вмешиваться во внутренние дела Китая. Комиссар по иностранным делам — В. М. Молотов, Министр иностранных дел Китайской республики — Ван Шичий». Разумеется о наличии этого секретного приложения уйгурские лидеры ничего не знали. Вследствие этого они под нажимом Москвы вынуждены были сесть за стол переговоров с представителем Гоминдана. Причем делегацию возглавил один из известных уйгурских деятелей Ахметжан Касими, так как Президент республики Алихан Тура был вывезен на территорию Советского Союза. В результате трудных переговоров было образовано Коалиционное правительство. Однако фактически уже ничего нельзя было изменить.
Важно отметить, что к моменту прихода к власти китайских коммунистов, Коалиционное правительство Уйгурии возглавлялось исключительно уйгурскими деятелями, которые правда придерживались разной идеологической ориентация. Так, Председателем Коалиционного правительства был Масуд Сабри Байкузи. Его первым заместителем являлся Ахметжан Касими, заместителем — Мухаммад Имин Бугра. Генеральным секретарем — Айса Юсуф Алптекин. Однако в силу внешних обстоятельств они не сумели сохранить независимость родины. В результате, согласно официальной версии Ахметжан Касими погиб в авиационной катастрофе. Мухаммад Имин Бугра и Айса Юсуф Алптекин эмигрировали в Турцию, Масуд Сабри Байкузи уехал в Иран. В 1949 году Правительство в Урумчи возглавил Бурхан Шахиди, который выказал лояльность новым властям — китайским коммунистам. Немедленно «Политбюро ЦК КПК приняло решение о дислоцировании в Синьцзяне (Уйгурии) частей НОАК численностью в 250 тысяч человек и о начале массового переселения туда ханьского (китайского) населения». В конце 1955 года было официально объявлено о создании Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Приношу извинение за столь длинный документ, но история этого народа столь глубоко уходит в прошлое, что двумя словами не описать, как принято на блогах наших авторов. С уважением ко всем осилившим сей документ. Wladimir.
Комментарии пользователей
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.
Вся ответственность за содержание комментариев возлагается на комментаторов.
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Чт Сен 11, 2008 21:55
уничтожив более миллиона ойратов, маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом «таранчи», что означает — землепашец.
|
Лемминг
Аноним
|
Чт Сен 11, 2008 21:59
Молодец, Владимир.
Закину и я на твою ветку для размысла про борьбу уйгуров за свобюоду.
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Чт Сен 11, 2008 22:24
Спасибо дорогой Лемм. Кстати Л.Н. Гумилёв. в своём труде Этногенез и биосфера Земли, лихо прикололся по поводу уйгурских нравов на Шёлковом пути:
Богатство этой страны базировалось главным образом на выгодном географическом расположении: через нее шли два караванных пути: один севернее, а другой - южнее Тянь-Шаня. По этим путям китайский шелк тек в Прованс, а предметы роскоши Франции и Византии - в Китай. В оазисах караванщики отдыхали от тяжелых переходов через пустыни и откармливали своих верблюдов и лошадей. В связи с этим у местных женщин весьма развилась "первая древнейшая профессия", а мужья разрешали женам эти заработки, часть из которых шла в их карманы. И уйгурки так к этому делу привыкли, что даже когда благодаря союзу с монголами Уйгурия сказочно разбогатела, то жители ее просили монгольского хана Угэдэя не запрещать их женам развлекать путешественников[55]. http://www.xrh.ru/e107_plugins/content/con tent.php?content.35.3
Поприкольней Афанасьевских жёнок будет, кто читал сей труд русского путешественника за три моря, помнят о чём речь. Гы-гы!
|
Anonymous
Аноним
|
Чт Сен 11, 2008 22:47
Я кой чего знаю об уйгурских республиках. и как разведки стимулировали резню.
Завтра.
|
HUNN
Аноним
|
Чт Сен 11, 2008 23:39
Синьзян-Уйгурская автономная республика нас не интересует -- это внутренние дела Китая .И главное мы должны тесно сотрудничать с Китаем по выдаче уйгур китайской стороне в случае запроса ибо у уйгуров историческая родина находится в СУАР и что бы небыло не доразумений с Китаем об их гражданстве надо за этим строго следить и с Китаем надо дружить . Двойное гражданство Казахстану подобно смерти .Как бы не говорили , но каждый уйгур считает себя частью Китая и это правильно ибо они все поддерживают связь со своей исторической родиной СУАР .Я их знаю изнутри и традиции и культуру и обычаи .
|
Лемминг
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 00:05
я знаю лучще.
Тебя Ху. нужно выдать разведке НОАК, чтобы ты успокоился.
Урод.
|
Anonymous
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 01:01
**Общая численность около 20 млн. человек. Из них более 11 млн. проживают в Синьцзян-Уйгурском автономной районе, Казахстан: 230 000, Киргизия: 37 000, Узбекистан: 36 000,
Россия: 3 000**
А где почти 9 миллионов остальных? Как можно так легко "оперировать" цифрами?
|
Anonymous
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 01:50
[quote:c5ada51564]*Общая численность около 20 млн. человек. Из них более 11 млн. проживают в Синьцзян-Уйгурском автономной районе, Казахстан: 230 000, Киргизия: 37 000, Узбекистан: 36 000,
Россия: 3 000**
А где почти 9 миллионов остальных? Как можно так легко "оперировать" цифрами?[/quote:c5ada51564]
Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян,
но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах.
За пределами Китая уйгуров очень мало. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Пт Сен 12, 2008 02:11 Ещё об уйгурах.
Уйгуры верят, что, согласно преданиям, на месте пустыни Такламакан («пустыня смерти», «родина Тохаров», «войдешь и не вернешься»), расположенной в центре Уйгурского региона, в античные времена была своя цивилизация, и что предки уйгуров родом именно из тех мест.
Пекин с трудом подавляет националистические требования уйгуров. Для властей они опасны. В недрах их страны находится несчетное количество нефти, и там же находятся мумии, которые свидетельствуют об индоевропейском происхождении этого народа, что ставит под вопрос данные официальной истории.
Ненасилие как способ строить отношения с китайским правительством. Такую задачу ставит перед собой Всемирный уйгурский конгресс – организация, созданная в апреле этого года. В нее вошли представители различных политических течений уйгуров, лидеры которых живут в изгнании, за пределами родины.
Уйгуры считают себя очень древним народом. По историческим данным, он появился в первом тысячелетии до нашей эры. И восходит корнями к тюркскому древу, давшему жизнь гуннам, кыргызам и многим другим восточным кочевым народам. Впрочем, отдельные исследователи склонны полагать, что история этого этноса насчитывает не два с лишним, а восемь тысячелетий.
Древние уйгуры, кстати, считали, что их предком был волк. Этот хищник долгое время являлся для них тотемом. И, конечно же, одним из постоянных героев в преданиях. Уйгуры считали его священным животным и обожествляли, полагая, что он обеспечивает благополучие. Во время существования Тюркского и Уйгурского каганатов перед шатром властителей устанавливалось знамя с изображением волка.
|
Anonymous
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:19
Есть так называемое культурное наследие (уйгуры, кыпшаки, туркмены) и по диссипации этого наследия можно однозначно утверждать, что именно современные уйгуры с их неповторимой культурой являются наследниками древних. Но в то же время последние генетические исследования американски говорят ородстве рыженькой Мейрамгуль и таримских мумий в Такла-макане.
Уйгуры и гено- и культурофонд тюркских народов. И я тоже знаю их - и нечего Китаю в жопу лезть по собственному желанию, не хрен их бояться, а наоборот необходимо всячески бороться за права братского, уйгурского народа, по всем правилам 50 - десятки.
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Пт Сен 12, 2008 02:24
В различных районах Синьцзяня археологами найдены рукописи древнего сценического сочинения, датирующегося началом нашей эры. В произведении из 27 действий на уйгурском языке описывается путешествие молодого человека к Будде. Ученые утверждают, что на территории современного СУАР начали играть на сцене драму еще 2000 лет назад. Но широко распространилась в этом регионе она лишь к седьмому веку нашей эры.
Начнем с того, что изучение уйгурской крепости Пор-Бажин началось уже давно и имеет свою историю. Руины Пор-Бажина стали известны русским географам еще с конца XVII в.: первое упоминание о нем имеется в «Чертежной книге Сибири, составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году». Именно в правление уйгурского Элетмиш-Бильге кагана/Баян-чора (747-759 гг.) совершаются серии завоевательных походов, в ходе которых уйгуры устанавливают свою власть на обширной территории Внутренней Азии. Об уйгурских походах этого времени повествуется в двух надписях, созданных в честь Элетмиш Бильге-кагана – Терхинской надписи (ок.753 г.) и надписи Баянчора (Моюнчура), известном как Селенгинский камень (759-760 гг.). Эти надписи являются не только источником информации о героических деяниях уйгурского кагана, но и сами представляют ценность как памятники материальной культуры уйгуров. К таким памятникам культуры, близким к надписям по времени, относится и уйгурская крепость Пор-Бажин.Следует сказать, что кроме Пор-Бажина, на территории Тувы учеными обнаружены и изучены остатки многих других уйгурских городищ. Л.Р. Кызласов в 1969 г. описал пятнадцать уйгурских городищ и один наблюдательный опорный пункт.
|
Джеки
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:29
9-му
Вольдемар! В эзотерике серый волк означает не совсем хорошее. Племена, которые избрали
животное в качестве своего тотема, может в чем-то и были правы, однако, не понимали полностью его значения.
В древности племена не были предоставлены сами себе. И над ними были власти, которые так или иначе предлагали тот или иной тотем племени. То же самое, в смысле волка, относится и к Гиркании.
Что же касается мумий в Такламакане, по имеющейся у меня литературе на английском языке, они никак не могут быть индоевропейцами, поскольку последние в своей массе широколицые и брахикефалы, такламаканцы же имели узкие лица и были долихо- или мезокефальны.
Они скорее реликт азианической цивилизации. Подлинные туранцы. Плюс еще детали одежды.
Т.е. они никак не были терренцами. Но туранцами.
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Пт Сен 12, 2008 02:34
Существуют гипотезы, связывающие уйгуров с забытыми цивилизациями. Согласно предположениям ряда исследователей, небывалый и быстрый, по историческим меркам, прогресс уйгурской культуры, оказавший влияние на развитие народов Центральной Азии, возможно, объясняется именно этим.
Человечество уже несколько тысячелетий пытается найти ответ на вопрос, где находилась его колыбель. Одна из популярных версий гласит, что прародиной цивилизации была затонувшая Атлантида. По другой — континент Му. Он, согласно преданиям, располагался в Тихом океане, где и был поглощен его водой задолго до повторившей его судьбу Атлантиды.
Главной колонией Му в Евразии стала, согласно гипотезам, уйгурская империя. Уйгуры достигли Европы и, как утверждается в чрезвычайно древних индийских текстах, освоили северное и западное побережья Каспийского моря, откуда продолжили свой путь вплоть до Ирландии. Но после гибели континента империя распалась.
|
Джеки
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:35
11-му
Ученые утверждают, что на территории современного СУАР начали играть на сцене драму еще 2000 лет назад.
История этого края отчетливо прослеживается вплоть до 30 000 тыс. до н.э. По характерным признакам, обсуждающимся учеными на закрытых симпозиумах. В силу каких-то обстоятельств
ученые, даже русские по-национальности не очень спешат рекламировать свои исследования
для широкой массы читателей.
Насчет драмы Вы правы. Именно 2000 лет назад эти районы с некогда процветавшими цивилизациями стали заниматься ханьцами, разрушившими их.
|
Джеки
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:41 Ведь и с крыжовником нужно уметь работать
13-му
Он, согласно преданиям, располагался в Тихом океане, где и был поглощен его водой задолго до повторившей его судьбу Атлантиды.
Главной колонией Му в Евразии стала, согласно гипотезам, уйгурская империя. Уйгуры достигли Европы и, как утверждается в чрезвычайно древних индийских текстах, освоили северное и западное побережья Каспийского моря, откуда продолжили свой путь вплоть до Ирландии. Но после гибели континента империя распалась.
============
Версии спутаны словно карты в покере. Нарочно. Наследницей Му была цивилизация Осириса, чему имеется много подтверждений. Атлантида же никогда не погибала. Но всегда была причиной
многих конфликтов. Начиная еще с мелового периода. Недаром строумцы из Российской академии
открыли форум - Бродил в неоцене казак молодой по диким степям австралийским. Теперть его убрали. Хорошо успела распечатать материал. Много в мире загадочного, но еще больше наворочено и хитросплетено. А все амбиции - Я САМЫЙ БОЛЬСО-О-ОЙ!
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Пт Сен 12, 2008 02:43
Дорогая Джеки никому в мире не дано строить гипотезы и мечтать о прошлом! Мы можем искать крохи знаний дошедшие к нам из прошлого, пытаться их толковать, правильно или нет но одного у нас не отнять - веру в величие наших предков, иногда наивную, иногда фантастическую - но без такой веры жизнь становится уж больно приземлённой и пресной. Я люблю читать про Великие Древние цивилизации оставившие след в наших сердцах благо интернет открыл сегодня для этого большие возможности...
|
Anonymous
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:49
16-му
Дорогой Вольдемар!
Мечты из прошлого имеют одну удивительную и замечательную способность - воплощаться в виде материи - артефактов, доходящих до нас, вместе с крохами знаний, что уцелели в виде осколков и, если их собрать в результате длительной и кропотливой работы, то можно иметь ключ в царство
древних и созерцать их божественное великолепие, к которому можно смело причислить и Тихий океан и уссурийских тигров!
Какие красавцы не правда ли?! А ведь когда-то слушались только одного слова и вовсе не надо было усыплять, чтобы поцеловать в мордочку - удел мужественных и оригинальных.
В принципе кровь древних королей дает знать о себе в жилах своих потомков.
|
Wladimir
Свой человек ( ? )
зарегистрирован: 16.05.2007
комментов: 3484
|
Пт Сен 12, 2008 02:52
Ну вообще-то там есть ещё и Турфанская впадина имеющая самый большой в мире перепад нижней и верхней точки и стоящей в нижней своей точке на отметке в 154 метра и ещё много чудес с системой орошения с сумарной длинной около нескольких тысяч километров и температурой в тени окло 46 градусов.
|
Джеки
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 02:59
16-му
Я люблю читать про Великие Древние цивилизации оставившие след в наших сердцах благо интернет открыл сегодня для этого большие возможности...
Дорогой Вольдемар!
В подборе литературы на Интернете надо быть осторожным и не сорваться из области реалий в пропасть псевдоутверждений, чем грешат многие авторы, предпочитающие излагать древние события в жанре художественной авантюры.
Если Вы заметили, на Инете имеют место труды не только подобных авторов, но и всевозможные научные публикации, остающиеся в сфере подконтрольной государству. И вовсе не напрасно.
В них содержится гораздо больше полезных сведений, чем у авторов-любителей, излагающих свою точку зрения на существование древних континентов через флёр фантастики.
Даже проживая в США, иногда невозможно съездить в соседний штат за необходимой тебе
научной литературой и в этом смысле Интернет представляет собой, помимо порносайтов, действительно отличное вспомогательное изобретение. Это как бы библиотека у тебя на дому.
Но вот дело в том, что попасть на специальные научные сайты, имеющие довольно интересную и глубокую информацию, тоже надо иметь специальную подготовку и плюс ко всему, что важнее всего, феерическую интуицию, точнее информацию, которая поступает из эфира в темечке, но только к совершенным людям.
Мониторят же лишь обычные.
|
Anonymous
Аноним
|
Пт Сен 12, 2008 03:05
Во-первых, касательно тотема - серого волка, так вот не надо думать, что 8 тысяч лет назад человек был глупее (мозг у него был таким же). Тотем же этот говорит о определенных тенденциях в социально-политическом плане, а именно именно у волков среди всех диких животных развита и семейная и стайная традиции, т.е. есть дяди, тети и так далее и кому как не Вам Джеки об этом знать (полярные волки).
Во-вторых, так называемые арии скорее всего жили 15 тыс. лет назад в районе Черного моря затопленного Средиземным и легенда о всемирном потопе и карта с двумя морями и реками скорее всего об этом находящемся сейчас под водой.
|
|