ТЮРКСКИЙ МИР (تۈرك دۇنياسى) ПРЕДИСЛОВИЯ В связи с отрицательной реакцией некоторых, пишущих братьев тюрков, на мою статью, размещенную в блоге ЖЖ. Саргари 2010 г. «Уйгуры и Россия», написанную после кровавых событий, происходивших 2009 г. в столице Уйгурстана (СУАР КНР) в Урумчи и других городах, обвинением меня в попытке «возвышение» уйгуров над другими тюрки язычными народами, приписывая всю тюркскую историю уйгурам, из-за употребления термина «Уйгуро-Тюрк», в место «Тюрки язычные или тюрки», в начале настоящей статьи хочу кратко изложить моё понимание нашу (тюркскую) историю и правило, которыми я руководствуюсь. 1. Как нормальные дети не делят родителей между собой, так и мы тюрки не должны делит своих предков между нашими народами. 2. Ныне существующий каждый тюркский народ или нация, в праве всю историю тюрков считать своей. 3. Нам, тюркам, не нужно делить наши народы, и так нас разделили на мелкие куски, настраивали и настраивают друг против друга; 4. История пишется победителями на крови побежденных, преследуя свои национальные интересы, уничтожая побежденных физически и духовно. Поэтому освобождённому от опеки колонизаторов народу, необходимо писать свою историю заново. 5. Тюркский мир, потеряв суверенную духовность давно, объединявшую его когда-то, перестал быть реальным. Стал аморфным, не только благодаря враждебному окружению, но, и прежде всего, междоусобным войнам, превращению тюрков из Тюрюков Тенгри (Опоры Небесного Создателя) в простой стояк - подпорку Исламского Мира, растворению в нем духовно, прежние века. Подражанию христианскому Миру и слепо следованию за ним в двадцатом столетии. Чтобы возродить его (Тюркский Мир) нужно вернуть его в свою духовность. Ибо, людей и их мир объединяют не лозунги и желание вождей, а духовное единство, чувство самосохранения и жизненные интересы.
Для этого необходимо знать, как, кто и что объединил народы под наименованием уйгур и тюрк, что значить эти наименования и какая между ними связь. Вспомнить от куда и с чего начинался и стал великим тюркский Мир, и почему сегодня он стал аморфным и слабым, ни одно из, существующих ныне в нем, государств не имеет ведущего места на политической арене Мира? Без ответов на эти вопросы и перестать выпячиваться перед другими и друг перед другом, находясь в массовке мирового политического спектакля, не имея собственной роли, можно только мечтать, о прежнем величии Тюркского Мира. Следуя, сказанному выше, в данной статье хочу дать краткие разъяснения уйгуро-тюркским сакральным терминам: Тенгри, Каган; Каракаган; Идикут; Уйгур; Тюрюк и другим, и их истории возникновения. Изложить свою точку зрения, о причинах гибели великих тюркских империи, распыления и становления аморфным тюркского Мира; отсутствии среди существующих тюркских государств влиятельных игроков на мировой политической арене. И, на конец, о безуспешных стараниях объединителей тюркского Мира, в течении последних полутра столетия. При написании данной статьи, я опирался на труды многочисленных Российско-советских и западных тюркологов и уйгуроведов, а также уйгурских и других тюрки язычных ученых исследователей СНГ и СУАР, распространенные в интернете, на русском и уйгурском языках. Пользовался книгами и статьями изданных в СУАР на уйгурском языке и письменности (на арабской вязи), не доступных широкой аудитории. Использовал также информации, полученные в ходе общения с таким известными, среди уйгуров, учеными и историками таких, как Абдушкур Маметимин, Тургун Алмас, Асат Сулайман (СУАР), Касым Масимов (Казахстан) и др. Труды многих уйгурских историков – исследователей в Уйгурстане (СУАР КНР) запрещены сейчас к изданию, даже на уйгурском языке, ранее изданные их труды изъяты из оборота, запрещены их переиздание и перевод на другие языки, даже на китайский. Например, запрещены распространение трудов Т. Алмаса, в.т.ч. второе издание его книг, «Гунны» и «Уйгуры», вторая часть «Уйгуры» вообще не видела свет, лежит где-то в рукописи. Уйгурские историки СУАР, в отличии от своих иностранных (иноязычных) коллег, в совершенстве владея современным уйгурским и китайским языками, легко ориентируется в древне уйгуро-тюркских письменностях и китайских иероглифах. Они заново изучают и пишут уйгуро-тюркскую историю, основываясь на найденные в СУАР за последние время, все дальше углубляясь в глубину веков. По результатам изучения древнеуйгурских текстов, хранящихся, пылясь, в иностранных архивах, археологических находок, найденных в Уйгурстане за последние 70 лет, с возрастом до 10 тысячи лет, и Китайских источников заново, написали множество трудов. Некоторые из них изданы на уйгурском языке вязью, которые кроме уйгуров СУАР никто не может читать. Большинство из их трудов запрещены издавать, пылятся у престарелых авторов или их родственников. Археологические находки, касающиеся уйгуров в Китае засекречены, они недоступны не только иностранным, но, и в последние два десятилетие также уйгурским исследователям.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ ТЕРМИНОВ В связи с невозможностью правильно передать звучание тюркских терминов русскими буквами, без искажения, в скобке даны их написание уйгурскими буквами. 1. Кок Тенгри (كۆك تەڭرى), Баш Тенгри или просто Тенгри (создатель всего, главный небожитель) - Бог, Он единственный и находится в седьмом небе. Наши предки не давали конкретное имя создателю, считая такой поступок грехом, называли Его Тенгри, уподобляя бесконечному небу, по величию и силе, космосу. 2. Тенгри (تەڭرى) – Небожитель, делающий все по воле (указанию) Баш Тенгри, отвечающий перед Ним за какой-то участок бытия, чаще всего материального мира, Потусторонняя сила. Произносится с добавлением к Тенгри название области управления. Например, Ер-СУ Тенгри Хомай Ана (يەرسۇ تەڭرىسى ھوماي ئانا), управляет землей и водой. С Её пробуждением от зимней спячки 21 марта начинается новый цикл жизни; Таг Тенгри, Орман Тенгри управляют, соответственно, горами, лесами и т. д. Таких небожителей было множество, но они не боги, как ошибочно принимают их за Богов современные ученые историки, религиоведы, да и религиозные деятели тоже, Исходя из этого, считают Тенгрианство язычеством. Каган (قاغان) - небесный строитель. Их четыре, созданные Тенгри, из пучков света, вспыхнувших от Него на четыре стороны, в виде правильного креста. Они по воле Тенгри, кружась вокруг Него, каждый на кончике своего пучка света, из которого он создан, построили весь материальный Мир. Они обладают душами, но не обладают телами и действуют только по воли Тенгри. От этого слова также происходить «Хан». Каракаган (قارا قاغان) – земной строитель человеческого общества, выбираемый Тенгри. Он общается с Тенгри через одного из Каганов. Первоначально соответствовал посланнику Тенгри (пророку), а в последующем стал титулом уйгуро-тюркских императоров. Здесь: кара – на языке наших предков, уйгуров и других тюрков, означает, «Земля и, или Тень». От сюда Каракаган – строитель земной жизни человечества или тень Кагана на земле.
Тенгрикут (تەڭرىقۇت) – Божье счастье. Такой приставку своих титулах имели, некоторые уйгуро -тюркские императоры (гуннские) и уйгурские правители. Например, - Батур Тенгрикут (по китайскому - Модэ) – Богатырь, одаряющий свой народ, данным Богом, счастьем или правитель, одаренный Тенгри счастьем и делающий свой народ счастливым Идикут (ئىدىقۇت) – делать счастливым. Ид – сокращённое от идмэк, етмиш, этмэк – делать, сделать. Кут (قۇت) – самоволие (قۇتراش، قۇتراتقۇ), счастье (قۇتلۇق). Отсюда Идикут - делать свободным, счастливым. Идикутлук (ئىدىقۇتلۇق), Идикутлики (ئىدىقۇتلىقى) – государство, делающее (свой народ) счастливым. Турфанское Идикутство (تۇرپان ئىدىقۇتلىقى) – Турфанское государство. Здесь, Турфан – искаженное от уйгуро-тюркского слова «Турпан», а не из китайского слова Тулуфан, как считают некоторые китайские и зарубежные историки. В переводе на русский язык имеет смыл, место объединения тюрков. Где: Тур – стой, встан; Пан – единение. Вместе, Турпан – стой ил встань объединенным. Некоторые из уйгуро-тюркских предводителей и правителей имели приставку к своим титулам «Пан». Например, Пан Тикин (Тегин), что означало, Князь объединитель. УЙГУР (ئۇيغۇر), ТЮРК (تۇرك) В.В.Бартольд, Н. Я. Бичурин, Г.Е Грум-Гржимайло, С.Е Малов, В. В. Григорьев, Л.В. Гумилев и многие другие российские, также западные знаменитости - тюркологи, каждый по-своему, дает толкование значению терминов «Уйгур», «Тюрк», и их происхождению, без убедительных доказательств, ссылаясь на древние и средневековые китайские источники, или руководствуясь с собственными предположениями. Они все совершают одни и те же ошибки, не учитывают историческую враждебность китайцев и китайских империй к тюркским народам и их государствам, считавшие их, также и всех окружающих Китай народов, «варварами». Они (китайские летописцы), искажая названия, описываемых народов и имена их представителей, обозначали уничижительными иероглифами, уподобляя их диким зверям, собакам и чертам. Переименовывали названия их земель на китайский лад, чтобы китайские потомки и Мир в будущем считали, что все народы и их государства, соседствовавшие с Китаем, всегда были в подчинёнными Китаю, а их земли китайскими. При этом не имело значения кто и какой народ создавал империи в самом Китае. К тому же, китайский язык и иероглиф не позволяет правильно отражать некитайские названия и имена. Кроме этого, ученые – тюркологи особо не обращали внимание на смысл самоназвания, то ли по незнанию или поверхностному знанию языков исследуемых народов, или из-за высокомерия, считая их (тюрков) второсортными людьми, называя их Татарами (варварами, исчадие ада - Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним) или из соображения недопущения рождение чувства тюркского единства, возрождения и образования тюркского суперэтноса и создания конфедеративного государства, как прежде, тюркских народов, способного конкурировать с Российской Империей в Евразийском политическом пространстве. А уйгуро-тюркские (тюрки язычные) историки принимали выводы и высказывания своих именитых Российских коллег за истину, видимо, думая о получении ученых степеней и признания в научном мире. Между тем наименования, «Уйгур» и «Тюрк» сами подсказывают свои значения знающему современный уйгурский язык, без всяких китайских источников. Уйгур (ئۇيغۇر) - в переводе с старо-уйгурского означает объединенный, сплоченный. Смысл этого слова понятен и современным уйгурам. Корень слова «уйгур», «УЙ» является корнем всех слов, обозначающих объединение или сплочение современного уйгурского языка. Народы, когда-то жившие на бескрайных просторах Евразии, разрозненно, в непрерывных войнах между родами, племенами и расами, объединились вокруг Огуз Кагана, исповедовавшего единство Всевышнего Создателя Миров, называя его, «Кок Тенгри», и последовали за ним. Огуз Каракаган (Хан) назвал тех из них, кто последовал за собой, «Уйгур» (см. эпос, Огузнаме). Ни один историк – тюрколог не отрицает этого. Но не один ученый не упоминает об объединяющей роли религии, Тенгрианство, считая его язычеством, но, и не дает объяснения, что толкнуло народы к объединению и следованию за Огузом. Почему все тюркские народы считают своим родоначальником Огуз Хана, странно, видимо, умнейшие ученые лукавят по какой-то неизвестной нам причине. Хотя очевидно, как божий день, что объединить народы могла только вера во что-то, идеология сильной личности. Как известно, из истории, богатырь мог сплотить свое окружение, вдохновляя храбростью, побеждать на войне, завоевывать страны, даже строить государство и империи, если обладал не только храбростью, но и заурядным умом, как например, Александр Македонский или Эмир Тимур, но не мог объединить народы. Их государство и империя распадались после их смерти, а народы рассеивались. Как известно из эпоса, «Огузнаме» (Сказание об Огузе), Огуз Хан верил Тенгри, значить, естественно, он призывал и остальных верить Ему, т.е. единому Тенгри. В никаких исторических записях, об остальных предводителях прошлого, не только тюркских, кроме Пророков, не упоминается об их вере создателю. Из этого следует, что Огуз Хан, вернее Огуз Каракаган, является первым человеком, исповедовавшим веру Единому Создателю Тенгри. Следовательно, он был основоположником Тенгрианства, иначе говоря, Пророком. Вся история человечества доказывает, что народы разных рас объединялись только единой религией (Божественней идеей), предки тюрков не были исключениями. Когда это было никто точно сказать не может. Но можно предполагать, - основываясь на труды некоторых ученых таких, как Абдушкур Маметимин и других, полагающих, что Шаманизм появился на стыке Матриархата и Патриархата, т.е. не менее 5 – 10 тысяче лет до новой эры – что, Тенгрианство возник в начале патриархата, 10 тыс. лет назад до н.э. Дошел до нас один из его искаженных обрядов Шаманизм. Думаю, что доказывать, что, Шаманизм есть продолжение Тенгрианства особо не требуется. Из изложенных выше следует, что Огуз принявших его религию, Тенгрианство, назвал Уйгур, в смысле объединившийся верой единому Тенгри, что Уйгур – это также, как «буддист», «иудей», «христианин», «муслим» - носитель религии Тенгрианства (тенгрианист). Поэтому разные племена и народы различных рас, принявшие Тенгрианство при Огузе и после него, по религиозной принадлежности, называли себя, общим наименованием Уйгур, хотя каждый из них имел собственное самоназвание. Благодаря такому духовному объединению, единой религией, различных рас и народов на огромном пространстве Евразии возникла великая уйгурская империя, возглавляемая Огуз Каганом (Огуз Ханом). Это произошло несколько тысячелетия раньше: до завоевания предводителем Туров (Туран) Алп Эр Тонга (предположительно жившего в 5-ом тысячелетии до новой эры) Ирана и становления его Царем, под именем Афрасиаб; Гуннского Тенгрикутства (…до н. э – IV в. н. э); Тюркского (VI –VII вв. н. э.), уйгурского (VII – IX вв. н. э) и Монгольского Чингиз Кагана (XII – XV вв.), каганатов. В последствии, многие из народов и племен различных рас, входивших в конфедерацию Огуз Кагана, принявших Тенгрианство, постепенно заговорили на едином уйгурском (Тенгрианском) языке, названный историками, спустя много тысячелетий, «Тюркским языком». По-моему, этим и объясняется такое широкое распространение тюркского языка и праздника Тенгрианства, Новруз (см. также, в ЖЖ. Саргари статьи: «Уйгуры и Россия» и «Новруз и Тенгрианство»). Таким образом появился термин, Уйгур, ставший спустя много тысячелетия, наименованием одной из нации современного тюркского Мира. Огуз Каракаган (ئوغۇز قاراقاغان) – Огуз Хан не есть Батур Тенгрикут (باتۇر تەڭرىقۇت) – Модэ, по китайскому, он (Огуз Хан) является первым в Мире пророком, посланным человечеству, великим Создателем Тенгри, после всемирной катастрофы, унёсшей цивилизацию человечества, предшествовавшую нашей. Основоположником божественной религии Тенгрианства – идеологии о божественном происхождении бытия, явившейся основой всех монотеистических религий прошлого и современности. Несколько тысячелетия спустя, после Огуз Каракагана, с появлением Зороастризма, между сторонниками новой религии и Тенгрианства возникла непримиримая вражда. Возглавляемые Алп Эр Тонга, Уйгуры, исповедующие Тенгрианство стали злейшими врагами, принявшего Зороастризм персов (Ирана). Последние дали вражеской стране наименование: «Туран», её народ назвали: «Тур». Именно об этом народе и пишет великий иранский поэт, которого тюрки также считают своим (это отдельная тема). «Уйгур» стал названием одного из этносов уйгуро-тюрков на много позже, описываемого времени, когда носители Тенгрианства забыли своего пророка и далеко отошли от Тенгрианства. Уйгуры Тенгрианства не есть уйгуры Уйгурского каганата и тем более современные. Этносы так долго не живут. Но они являются предками современных уйгуров также, как и всех остальных современных тюрки язычных наций, народов и народностей. Сказанное относиться также жителям Уйгурского Каганата. Несмотря на то, что многие современные нации и народности во времена Гуннского Тенгрикутства и последующих уйгуро-тюркских Каганатов даже не имели родоплеменное названия, схожие современным своим наименованиям, имеет все основания считать указанные государственные образования своими и себя потомками их жителей. Не нужно нам ревновать и завидовать друг - другу и кичится друг перед другом. Какой -то из наших народов раньше других, выйдя из родоплеменного быта, встал во главе государства, стал государствообразующим или имперским, кто-то стал таковым горазда позже.
Тюрк (тюрюк) - (تۈرك، تۈرۈك) - никто из ученых историков тюркологов не дает значение этого слова, все ссылаются на Китайские источники и думают, что китайцы сохранили наименование тюркских племен и народов в переводе на китайский язык. В самом деле это не так. Некоторые соглашаются с предположением, что средневековый персидский поэт Убулкасым Фирдоуси (ئوبۇلقاسىم ڧېردوئۇسى) (современник Юсуф Хас Баласагуни и Махмуд Кашгари), в своей поэме «Шахнаме», называя противников Ирана Туран, указывает на тюрков. Большинство не тюркских ученых (особенно Российских) этим не соглашаются, считая, что поэт, это наименование использовал только, как созвучный с Ираном литературный персонаж, а не реальное название народа. Опираясь, на труды уйгурских исследователей можно утверждать, что Фирдоуси указывал на конкретный народ, именованный персами «Туран», но это не есть тюрки (тюрюки), именовавшие себя так гораздо позже, описываемого поэтом времени, но это тот же народ, говоривший на, частично, схожим с иранским языком, предки тюрков. Потомки того народа, создав государство в V в. н. э. назвали его, «Кок Тюрюк» каганаты» где, Кок Тюрюк - опора голубого неба и в дальнейшем сокращенно просто, «Тюрюк», но подразумевая прежний смысл. Это наименование имело сакральное значение, имеющий смысл не просто опора голубого неба, а Создателя Всего, Голубого Неба, т.е. Бога. Как уже сказано выше, наши предки не давали какое-либо конкретное имя Создателю. Просто называли Его, Тенгри или Кок Тенгри, уподобляя Его бесконечному голубому небу. Себя считали воинами Тенгри, защищающие его порядки на земле. Это и есть смысл слово «Тюрюк», как наименование государства, но еще не как название народа, «Тюрк». После распада Уйгурского каганата на Орхоне - по причинам: развала экономики, из-за засухи; политических интриг Китая (Империи Тань); войны с Тибетом; бунта кыр огузов Каганата (горных родов - кыргызов) –, живших по берегам Ана Сай - Енисея (матери рек) -, на территории бывшего Каганата образовались 5 государств. В одном из них, превратившемся в последствии в империю, Караханидов (вернее Кара Ханов) – и утвердилось название «Тюрк» как общее для всех народов, племен и родов империи. Правители империи считали себя потомками Алп Эр Тонга – Афрасиаб (см. Ависта и Шахнаме Фирдоуси). Видимо не понимали первоначальный смысл слова Каган и Каракаган, приняли титул Карахан, в смысле Земных Царей. В слове, в названии Карахан, «Кара» - земля или черный; хан, Царь или Император. Наименование Тур и Тюрюк по смыслу слов идентичны. В простом переводе с уйгурского языка оба означает - стояк, столб, но по смыслу предназначения их употреблений не совпадают. Первый Тур - означает стояк или столб в прямом смысле этого слова. Туры зажигая факелы на столбах передавали сообщение о приближении противника. Именно эти их столбы для передачи информации на расстояние (дистанционная передачи информации наподобие телеграфа) дали повод персам назвать их, «Тур» - стояк, столб, а их страну «Туран» - страна туров - столбов. Второе «Тюрюк» - как писалось выше имеет значение - Опора Создателя Кок Тенгри или Опора Тенгри (Бога). В империи Караханидов, после принятия ислама в 932 г. как государственную религию, слово: «Тюрюк» Стал общим названием для всего населения империи. Но отдельные роды и племена по-прежнему сохраняли свои прежние наименования, данные еще Огуз Ханом или полученные в последующих политических объединениях. Одновременно становлением общим наименование, «Тюрк», образовался единый литературный язык и письменность, называемые "خاقانىيە تىلى" - Хакание тили и "خاقانىيە يېزىقى" –хакание езыки. В переводе с уйгурского языка того времени, соответственно, государственный язык и государственная письменность. С принятием ислама, Каганат превратился в Хакание, Каган в Хакан или Хан, а имена постепенно становились арабскими. От сюда и наименование – قاراخانلار دۆلېتى - (Караханлар довлети) - государство Кара ханов (Караханидов). Наименование «уйгур» заменил словом, «Мусульман». Не мог же народ, принявший ислам назвать себя именем носителя Тенгрианства. Наименование «Тюрюк» в смысле, «Столб» не мешал мусульманам, он не имел уже того сакрально-священного объединяющего смыла, «Опора Тенгри», как прежде на Орхоне или Уйгур. Наименование, «Уйгур» в Караханском государстве постепенно начал вытесняться из потребления. Он остался только в Турпанском Идикутстве, не принявшем ислам.
ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ ТЮРКСКОГО МИРА Духовный разброд (потери единой божественной идеологии), в последних Каганатах наших предков, разбросавший их по племенам и родам, приведший к гибли Уйгурского Каганата (в 844 г. н.э.) на Орхоне, вынудил молодого Сутук Бугра Каракагана (سۇتۇق بۇغرا قاراقاغانا) принять в Кашгаре, в качестве государственной религии, «Ислам», гордо и победоносно шагавшего в то время по земле - божественную идеологию. Он, частично достиг своей цели - «объединение народов и возрождение каганата» -, создал империю Караханидов основанную на идеологии ислама. Таким образом, в X веке н. э. появился, термин, Тюрюк, заменивший Уйгур, как общее наименование, мусульманской части народов и племен, говорящих на разных диалектах одного того же языка. Тюркский Мир слился с исламским Миром и тюрюки, растворились в нем, духовно. Начиная с XI в. н. э. тюрюки стали хозяевами его (Исламского Мира), называя себя «Воинами великого Аллаха. Но не все последовали за Сатук Бугра Каракаганом, именовавшим себя после принятия ислама на арабский лад, Абдул Карим Кадыр Карахан. Народы северо-восточной части бывших уйгуро-тюркских Каганатов предпочли исламу свои прежние ценности, основанные на осколках Тенгрианства, Шаманизм, зороастризм, буддизм, нестрианство, и другие свои исконные верования, и духовную независимость. Части Уйгуро-тюркских народов, оставшиеся в прежнем духовном состоянии, в начале XIII в. н. э. - с веротерпимостью, не претендуя на общность верования, - объединил Чингиз хан под общим названием, «Монгол» (Минг гол - тысячи ручей, тысячи плеч - в смысле племен, народов) и сокрушая свою мусульманскую часть (государств тюрков мусульман) заново объединил Уйгуро-Тюркский Мир, в пределах территории (даже больше, чем бывшего Тюркского Каганата). Часть тюрков, бежавших из центральных областей Караханской империи (по некоторым сведениям, из Кашгара) от монголов, под предводительством Эртогрул бэка, объединившись с местными соплеменниками в Ана Доли (долина мать) - Анатолии, создала государство, превращенная, в последствии, его внуком Осман беком (XIV веке) великую Османскую Империю. Она 600 лет решала судьбу Мира, властвуя на трех континентах. К сожалению, не от имени тюркского, а Исламского Мира. После Чингиз Хана основная часть уйгуро-тюрков, за исключением северных, стала мусульманами и присоединились к своим родичам мусульман и стали мусульмане-тюрками. После Эмира Тимруа, названный в народе «Тимур Лэнг», ввергшего империю в длительные междоусобные войны, начиная с XVI века, уйгуро-тюркская империя под наименованием, «Монгольская» начала распадаться, а тюркский Мир рваться на куски. Стала уступать своим бывшим вассалам политическую арену, Русичам - жителям лесов и болот великой Восточно-Европейской равнины, названной в последствии, «Русскими и Россией», китайцам и персам. Здесь, слова: Тимур, Тимир, Тумур – Железо; Лэнг, Лянг – хромой; Русь – ровный, равнинный; Русич, Руслар – житель равнины, равнинные жители. Россия от Рус Йэр – равнинная земля. Русские племена, воспользовавшись правами самоуправления и правилами невмешательства центральных властей во внутренние дела подчиненных народов и племен, существовавших в Монгольской империи, свободно развились в составе империи и научились строительству и управлению государством. Они, начиная с XVI в. н.э. под руководством уйгуро-тюрка по материнской линии (внук золотоордынского темника Мамая) Ивана Грузного, объединив свои отдельные княжества построили централизованное государство. Уничтожив Казанское Ханство (1552 г.) начали выходит на политическую арену Мира и в течении 2 веков стали имперской нацией. В конце XVIII в. (ноябрь 1721 г.) Царь Петер Первый, один из наследников московских князей Романовых (дальний отпрыск Золотоордынских ханов), объявил себя Императором, свою страну Россией, а ее правящий народ русским. Она (Российская Империя) заняла место Золотой орды, её государственной идеологией стала греческое ответвление христианской религии, Православия - смесь Тенгрианство с христианством. Навязанный гуннами Константинополю, в IV в. Российская империя, построенная в противоположность предшествовавшему ей, Монгольскому каганату, на принципах далеких от демократии, лишила уйгуро-тюркские народы прав на самоуправление и возможности самостоятельного развития, и дальнейшего объединения в одну большую нацию. Только благодаря малочисленности русских, в центре России спаслась от ассимиляции, сумел стать нацией один из уйгуро-тюркских народов, строителей Российской Империи, Булгар, приняв навязанные им русскими уничижительное наименование, «Татар». В дальнейшем наследие Монгольского Ханства (Каганата), в Евразии, поделили между собой Российская и Цинская империи Китая. Османская Империя, построенная на основе исламской идеологии и эллинского культурного фундаменте, явившейся основой христианской цивилизации, не смогла сохранить, продолжит и развит уйгуро-тюркскую цивилизацию, рожденную Тенгрианством. Её духовная элита также, как их предки, в Караханской империи, слепо следуя традициям ислама, не увидела общность корней ислама и Тенгрианства. Не смогла их интегрировать, создать в исламе тюркский мазхаб (течение), который стал-бы духовной основой тюркского Мира. Её народ, все дальше и дальше, отходил от своих духовных корней, что явилось причиной горделивой самоизоляции Османской империи от остальных частей Тюркского Мира, хотя последние всегда тянулись к ней. Она не смогла сыграть роль объединителя тюркского Мира, наоборот, способствовала окончательному его расколу. Османская империя, после ликвидации Россией, в союзничестве с Китаем, тюркских государств в восточной Европе, Центральной Азии и Сибири, лишенная былой военно-политической поддержки от них (своих собратьев), не смогла долго держаться на политическом олимпе. Несмотря, на духовную и добровольческую поддержку всего тюркского Мира, пала под ударами объединенных сил Христианского Мира, в том числе России, XX веке (1922 г.). Наследница Османской Империи, Турецкая Республика, по инициативе своего основателя Мустафа Кемаля Ататюрка, свой народ, состоящего из тюркского большинство и нетюркских этносов, идентифицировала как Тюркская Нация. В угоду Европе, заменила письменность, основанную на кораническую, на латынь, создав тем самым, письменно-языковый и литературный хаос в тюркском Мире. Разрушила единое информационное поле и непрерывность истории тюркского Мира. Тюркская империя под наименованием «Великих Моголов» в Индии, основанная Зухридином Бабуром (1526) - потомком Эмира Тимура, по отцовской линии, внуком Моголистанского Юнус хана, по материнской, бежавшим от внука Узбек хана Шайбани - пала под ударами англичан XIX веке (1858 г.). Она внесла огромный вклад в развитии индийского общества и оставила человечеству великолепную Махачкалу и литературу уйгуро-тюркам, в наследство. Так закончилось величие тюркского Мира, а у тюрков возникла идея возрождения былого его величия.
МЫСЛИ О ВОЗРОЖДЕНИИ ТЮРКСКОГО МИРА Так называемый Тюркский Мир - подразумевающий потомков древнейших народов разной расы, являющиеся одними из пионеров мировой цивилизации, объединенных XI в.н.э. под общим наименованием Тюрюк, расселенных на огромной территории Европы и Азии, имеющих общую истории, культурную наследию и судьбу, говорящих на различных диалектах и наречиях одного и того же языка, писавших одной письменностью до 20 годов 20 столетия, и их земли обитания – более полтора века назад потерял свое доминирующее положение и весь на политической арене мира. После гуннов, являющихся их предками, уйгуро-тюрки, потеряв на заре новой эры свой собственный духовный корень, каковым являлось Тенгриянство, еще более 1000 лет покоряли народы мечом, наводя на них ужас. Европейцы нарекли их Татарами (от греческого корня, тартары – обитатели ада), в значение варвары, дикари. Приняв ислам X веке (имеется в виду принятие ислама Караханидами), в Кашгаре, как государственную религию, приведшую подавляющее большинство тюрков в ислам, потеряли (уйгуро-тюрки) свой духовный суверенитет. За Уйгуро-тюрками, заменившими вместе с верой и свое наименование, последовали почти все остальные их собратья, после Чингиз хана. Приняли ислам и стали соответствовать своему новому наименованию в прямом смысле этого слова, без прежней сакральности. Стали настоящими Тюрюками (опорами), подпирающими исламскую крышу, лишенные способности к единению. Став опорой ислама, еще 800 лет сохраняли свои государственности, в той или иной степени суверенности, играя решающую роль на политической арене мира. C потерей своих государственностей тюркскими народами в своих исконных землях: в Центральной Азии, Сибири, Восточной Европе XVI - XIX в.н.э., крахом империи Великих Моголов в Индии и раскинувшейся на трех континентах Османской империи, Тюркский Мир потерял реальность и стал аморфным. Задвинулся на задворки мировой политики. А его народы рассыпались, образуя отдельные национальности в колониальной зависимости, кроме тюрков Турции. Тюркский Мир, одновременно с потерей своего почетного места на политической олимпе Мира, потерял и свою собственную письменность, на которой писали его народы с X до XX в.н.э. Она (письменность) была заменена 20 годы XX века латиницей в Турции и кириллицей в СССР. К тому же в СССР под запретом оказался также, как и все религии, ислам. В Турции государство стало светским. Эти события, и разделение в СССР тюрков на отдельные нации, согласно Ленинской политике, «Размежевание нации», за относительно короткий исторический период привело тюркские народы к забвению своей истории и родство между собой. За долго до краха Османской империи, представители современно мыслящей тюркской интеллигенции, живущие в различных странах Мира, предлагали, последним поколениям османских султанов. привести всестороннюю реформу в империи, в первую очередь в религии и образовании, надеясь, что за Турцией последуют остальные тюрки, но султаны не вняли их предложениям. Благодаря, высокомерию, близорукости и неспособности понять новое веяние в Мире, последних поколений султанов, в окружении религиозного мракобесия, турецкое общество оказалось в задворках мировой цивилизации, что сделало империю легкой добычей христианского Мира. В результате, она рухнула, под ударами объединенных сил христианского мира. В Конце XIX века, когда уже была решена судьба Османской империи, представители татарской интеллигенции, в России - более продвинутые среди своих собратьев в различных странах -, Юсуф Акчурин (Казан) и Исмаил Гаспарали (Крым) предложили реформировать тюркский Мир, через образования – Джадитизм (с арабского, усули джадид - новый метод). Исмаил Гаспрали начал реформу с практики. Открыл собственную школу в Крыму и начал обучать детей по-новому, своему методу. Они (джадиды) думали также, о спасении и возрождении былого величия тюркского Мира. Гаспарали выдвинул лозунг: Dilde, fikirde, işte birlik (Единство в Языке, мыслях, в деле). За татарскими собратьями последовали вся передовая часть интеллигенции тюркского Мира того времени. Флагманами в различных странах, кроме татар были, Абдулкадыр Дамолла, Муса сайрами (Восточный Туркестан), Али Гусейнзаде (Азарбайджан), Махмудходжа Бехбуди, Абдулкадыр Шакури (Самарканд), Файзулла Ходжаев, Садриддин Айни (Бухара) и другие. Однако, Джадитизм в XIX – XX вв. пошел не совсем по правильному пути. Он в какой-то степени обновил тюркский Мир, но, не в его пользу, благодаря лидерам новой Турции. Основатели, - наследницы Османской империи - Турецкой Республики, во главе с Мустафа Камалом Ата Тюрком, получившие образование Европейских странах поняли обновление, как отказ от всего своего прежнего, и следование за христианской Европой. Они отказались, в том числе, и от своей тысячелетней исторической письменности и перешли на латынь разорвав, тем самым, историческую связь поколений и связующую нить народов Тюркского Мира. В результате, вместе единения тюркских народов, произошел окончательный разрыв между ними и аморфизация тюркского Мира. Тюрки в составе Российской Империи, решили следовать за Турцией, заменить свою письменность на латынь, однако им это не позволили. В добровольно принудительном порядке их заставили принять кириллицу, аналогию Русской письменности. За каких-то полвека Тюркские народы забыли не только общность своих корней, но, и истоки духовности, и культуры. Они даже забыли великого Сатук Бугра Каракагана, основателя Караханской империи, зачинателя объединения тюрков, их языка, письменности и перехода на новую религию, потомки которого создали и возвеличили тюркский Мир. Остались отдельные представители тюркской интеллигенции в разных странах, мечтающих о объединении тюркских народов и возрождения тюркского Мира, обвиняемые всеми колонизаторами тюркских земель и народов в Пантюркизме и преследуемые ими. После сталинских репрессии 30 годов в СССР, подавления восстания уйгуров, и Шэн Шицая – Сталинского геноцида в Восточном Туркестане (Уйгурстане), в те же годы, идея возрождения тюркского Мира на время приутихла, но на недолго. В 1944 году в трех областях Уйгурстана с площадью 300 тыс. км², при поддержке Сталина, преследовавшего имперских целей СССР, тюрки образовали Республику, Восточный Туркестан, Воплотившая идею возрождения Тюркского Мира, в компактном виде. Она могла быстро расшириться на всю территории Уйгурстана с площадью 1.8 млн. км² и перейти на западный Туркестан. Естественно это не понравилось колонизаторам и напугало, как Вождя народов Сталина, так и великого Кормчего Мао. Они уничтожили ее (Республику) в отрочестве (в 1949г.). Возникновение компактного малого тюркского мира было результатом того, что, в одном из в самом темном угольке цивилизационного Мира, Восточном Туркестане, находясь под колониальным игом, окутанные религиозным туманом, вечно преследуемые оккупантами, представители уйгурской интеллигенции такие, как Абдулкадыр Дамолла, Уйгур Сайрами, Маметали Эфенди и другие, за долго до восстания в Кульдже (Или), начали настоящую реформу в образовании Тюркского Мира, заплатив своими жизнями. Они, не меняя, а адаптируя «карахано-чагатайскую» (уйгурскую) письменность, основанную на коранической, к современному уйгурскому языку, создали алфавитную письменность, способную фиксировать все звуки тюркского языка без искажений. Она похоже на арабскую вязь только внешним видом, но совершенно другая. Она состоит из 32 букв, состоящих из 18 знаков начертания и трех точек. Для печатания на уйгурском (любом тюркском) языке достаточно 22 клавиши на стандартной английской клавиатуре на компьютере. Нет надобности в специальной клавиатуре. В республике Восточный Туркестан, все тюрки писали одной письменностью, понимали друг – друга, дети учились в одной школе, только в разных классах на своем наречии у одних и тех же учителей. Так происходило объединение тюркских народов и возрождения их мира в Республике, Восточный Туркестан. Все тюрки Уйгурстана (СУАР КНР) и сейчас пишут на Новоуйгурской (ново-тюркской) письменности на бумаге и компьютере. Тюрки Уйгурстана, несмотря на различные козни китайских коммунистов колонизаторов - разделение их на мелкие фиктивно национальные автономные области, уезды, районы и даже села, натравливание их друг на друга, и старание китайезировать их языки, сохранили свои литературные языки и развили в соответствии со временем, благодаря своевременному реформирования письменности. Не повелись за китайцами, сохранили дружбу, пишут, читают и понимают наречие друг- друга. Тюрки Западного Туркестана, заменившие свои письменности на кириллицу, добровольно принудительном порядке, следуя за русской цивилизацией, обеднили свои языки и, до сих пор, по прошествии 20 лет после получения независимости, не могут использовать свои языки, в качестве служебного, во всех отраслях своих государств, без обращения к русскому языку. А язык тюрков Турции, благодаря принятию латинского шрифта и Романо язычных терминов, стал сильнее отличаться от языков своих собратьев. После Развала СССР (1991 г.) тюрки Западного Туркестана избавились от колониальной опеки Российской Империи. На политической карте Мира появились 5 новых тюркских государств, на исконно тюркских землях. закончилось одиночество Турецкой Республики, образовавшейся на развалинах Османской империи, считавшей себя оплотом Исламо-Тюркского Мира. Остальные тюрки, потерявшие свои государственности, находясь под управлением различных колонизаторов, считали Османскую империю своим оплотом и пытались защищать её, до самого её конца. Новообразованные тюркские государства, в начале своих появления, по инерции, считали Турцию ведущей во вновь возрождающемся тюркском Мире. Но за 20 лет существования (новых государств), во много крат превышающих по территории и природными ресурсам Турции, возникло сомнение в способности Турции, находящейся между исторически враждебными к ней Арабо- Мусульманским и Евро-Христианским мирами, минуя Россию, во много крат превосходящую ее (Турцию) по всем статьям суверенности, объединить тюркские народы и повести их за собой. Однако, Турция, не имея Достаточных венно-экономических сил, ресурсов и подобающее место на политической арене Мира для лидерства, по инерции своего имперского прошлого, претендует на роль ведущего в Тюркском Мире и объединителя тюркских народов. Турецкие стратеги не замечают или преследуя определенные интересы своего государства не обращают внимание на то, что все новообразованные государства на исконно тюркских землях находятся между Китаем и Россией, и зависят от них. А сама Турция, не обладая полнотой суверенитета, является ведомым членом НАТО, непримиримым врагом своих оппонентов, России и Китая. Долговечность тюркских государств и судьба народов на исконно тюркских землях, получивших независимости от Росси, после СССР, пока неопределенно, зависит от России и Китая. Судьба самой России также, судя по нынешней её политике, неоднозначно. В этих условиях не только интеллигенция Турецкой Республики, но, и ее политики, как прежде, поднимают вопрос об объединении тюркских народов и государств вокруг себя, не имея ни идеи, ни цели, согласованной с остальными тюркскими государствами. А многие обыватели стран тюркского Мира, несмотря на вековую неудачу «лозунгового объединения» тюркского Мира, поддерживают их. Как известно, любое объединение требует наличии: идеи (идеологии); цели; сильного пассионарного лидера и ресурсов, а политическое ещё и определения друзей и врагов. Нельзя назвать идеей желание и лозунг. Идея – это вера в будущее, объединяющая массу людей. Например, самосохранение, религия. Цель – это достижение неудовлетворенных желаний, она должна быть направлена на изменение положении и удовлетворение чаяния масс. Пассионарность – это преданность идеи, бескорыстное и упорное движение к цели, ломая все существующие преграды. В настоящее время, у тюркского Мира нет собственной идеи и идеологии. Ислам несогласованный с Тенгрианством не создает тюркское личностное самосознание, а у большинства мусульман – тюрков, как у арабов, нет толерантности другим религиям в.т.ч., к исконной вере тюрков Тенгрианство, которое исповедуют часть тюрков. У тюрков нет единого информационного инструмента и общения между собой - письменности, она уничтожена.