Сегодня в Казахстане Аблай введён в ранг героев Казахской истории. Хотелось-бы отделить правду от идеологических наветов и попытаться выяснить кем на самом деле был Аблай. Ну во первых возвеличивание Аблая в качестве великого полководца не имеет под собой оснований – в сражениях осенью 1754 г., когда джунгарские претенденты на престол Эрэнджэн, Цэрэн и Бадма Цэрэн пригласили на помощь казахские дружины, казахи были наголову разгромлены даже не всеми силами Джунгарии, а лишь войсками овладевшего престолом Джунгарии Дабачи, не пользовавшегося безоговорочной поддержкой всего населения страны. Роль Аблая в этом походе неясна, но без его благословения (как одного из самых влиятельных феодалов) казахи Среднего Жуза вряд ли решились бы на эту авантюру. В 1755-1756 годах Аблай поддерживал Амурсану, но в 3 сражениях с цинскими войсками бы наголову разгромлен Цинами и сам получил тяжелую рану копьем в бедро, после чего принял цинское подданство и начал преследовать уцелевших джунгар, перекочевывавших в Россию. Войну с Кокандом Аблай вел более политическими, нежели военными средствами – будучи разбит кокандским правителем Ирдана-бием, Аблай вернулся в свои владения и, по мере излечения от тяжелой раны, полученной в боях с кокандцами, вел переговоры с сепаратистски настроенными киргизскими биями, находившимися под властью Коканда. Лишь когда Аблай сумел сформировать «пятую колонну» в Кокандском ханстве, то перевес в силах оказался на стороне казахов и они смогли взять практически без боя большую дань с Коканда. По свидетельству современника событий, капитана И.Г. Андреева, Аблай не был прославлен славными победами, и в качестве его полководческих заслуг можно поставить лишь набеги на киргизов, разоренных войной с Цин джунгар и двумя нападениями на откочевывавших в 1771 г. с Волги в Джунгарию торгоутов, причем сражение у р. Мойынты закончилось разгромом казахов, а битва у Балхаша с обессиленными торгоутами закончилось с ничейным результатом. Торгоуты прорвались из окружения, но были вынуждены бросить всех больных и лишенных скота, попавших в плен к казахам. Реально Аблай был честолюбивым феодалом, сумевшим в установившемся при крушении Джунгарии хаосе найти свое место и стать одним из наиболее влиятельных лидеров Среднего Жуза, что и принесло ему ханский титул в 1771 г. Естественно, что в Казахстане нет сохранившихся письменных исторических документов по которым можно воссоздать и описать образ этого человека достоверно и нам волей-неволей придётся обращаться к письменным источникам Китая, России и может быть ещё и иранским, донёсших до наших времён описание событий в которых так или иначе участвовал этот человек. Естественно наиболее важными документами можно считать китайские, которые отличаются высокой достоверностью.
Цин Ши Гао.
Сначала Аблай, воспользовавшись умиротворением джунгар, направил посла, который вернулся с указом. Аблай искренне присоединился [к нам]. Случилось так, что Амуэрсана (Амурсана) изменил [нам] и бежал к казахам, и Аблай приблизил [его] к себе. Наши воины двинулись вперед, разгромив их орды. Аблай глубоко раскаялся и тайно задумал задержать Ани (мятежника Амурсану), стремясь таким образом выполнить свой долг вассала [по отношению] к нам. Вместе с Амурсаной тайно вернулся в Джунгарию.
В 22 году [эры правления Цяньлун] (1757) Аблай и 30 тысяч его воинов оказали помощь в нападении на Амурсану. Демонстрируя [свою] дружбу, [он] принес извинения, служил с почтением, умоляя о том, чтобы стать вассалом. Впоследствии Амурсана бежал в Э (Россию) и умер. Тогда Аблай задержал его родственников Эбу и Цзици Бахань и преподнес их в дар [императору]. Их (казахов) особая часть – Хэцзибоэргэнь (Кожиберген) и Калабалэдэ (Кара Балта) привели своих зависимых – 30 тысяч семей, чтобы стать [нашими] вассалами.
С 24 года [эры правления Цяньлун] (1759) и позже много раз присылали ко двору послов с данью, которых одаривали головными уборами и одеждой во время торжественного пира, как и всех других. -----------------------------------------------------------------------*
|