В интернете бытует ошибочное мнение, что если взять стандартный полтинник, обрезать у него 1/4 кадра, то тут-же этот полтинник превратится в портретник - это не так - полтинник так и останется полтинником, просто за счёт обрезки части кадра, он, будучи оставаясь по оптическим характеристикам всё тем-же полтинником, станет видеть кадр с таким-же углом, как и близкий к портретнику обьектив с фокусным растоянием в 75мм и для того чтобы вам снять с углом который соответствует стандартному полноразмерному полтиннику, вам надо будет отойти несколько дальше от обьекта сьёмки, что увеличит растояние и до обьекта сьёмки и до фона позади обьекта сьёмки и это приведёт к тому, что у вас изменится и рисунок Боке на заднем плане - фон станет мене размытым и более резким и Ваш портрет сильно потеряет в обьёмности картинки - превратится в так называемую "плоскую картинку" - такая плоскотня особенно сильно присуща мыльницам и всё ещё остаётся больным местом в камерах на кропе с "тёмной и дешёвой оптикой", а вот портретные объективы как раз тем и ценятся, что способны передавать обьём и пространство в портрете, но есть в этом и один плюс – отойдя на одну четверть от объекта съемки, вы несколько снизите и пространственные искажения. Так что для того, чтобы снимать портрет на Кропе, вам нужен объектив, желательно максимально светосильный, с фокусным растоянием не менее 80 мм и так-же потребуется дополнительное растояние до обьекта фотосьёмки, чтобы отойдя несколько дальше назад от обьекта сьёмки, вместить этот обьект в вашу Кропнутую, то есть на 1/3 обрезанную матрицу.
По большому счёту, для съемки портрета нужна вовсе не Кропнутая камера, а камера с Полноразмерной матрицей и стандартной оптикой портретного плана от 80 мм и до 135мм, которая вносит наименьшие перспективные искажения - если-же вы скопили только на Кроп, а портрет снимать хочется, то берите недорогой портретный обьектив 85/1,8D или G стоимостью в районе 480-600у.е., а если Вам нужен портрет на Кропе с очень сильно размытым задним фоном и красивым рисунком и красивым боке, то берите дорогущий профессиональный 85/1,4G, стоимостью более 1000 у.е.
Если Вы сильно ограничены в средствах, то можно обратить внимание и на портретные обьективы фирмы Самаянг или какие-то подобные, с ручной фокусировкой стоимостью до 500 у.е.
Если Вы совсем ограничены в средствах, а портрет хочется, то можно с горем пополам ипользовать под это дело Телеобьективы - к примеру у Никона это Nikoр AF-S DX 55-200mm F4-5.6 G IF-ED - 170$ без VR, или Nikoр AF-S DX 55-200mm F4-5.G IF-ED VR - 240$, Nikoр AF-S DX 55-300mm F4-5.6 G ED VR - 350$, а у Кэнона Canon EF-S 55-250mm F4-5.6 IS II - 220$ - на фокусных более 80мм любой телеобьектив и в том числе несветосильный, способен снимать вполне терпимые портреты, да и птички-белочки вам никогда не помешают в вашем творчестве. Что касаемо конкретного выбора из трёх вышеприведённых телеобьективов от Никона, то мне кажется, что самый дешёвый 55-200 без VR-а на фокусных от 55 до 120 снимает портреты вполне неплохо, а вот 55-300 снимает явно порезче двух предыдущих на фокусном 200, а вот дальше - от 200 до 300 и чем ближе к 300 тем больше - он начинает явно подмыливать и этот обьектив больше заточен под теле, нежели под портрет и мне он показался на фокусных растояниях востребованных для портрета от 55 до 130 мм. несколько более мягким.
Теперь, поговорим конкретно о двух обьективоах - 35/1,8 и 50/1,8.
В Фулфрейме 35/1,8 позиционируется как стандартный умерянный Широкоугольник, расчитанный в основном для сьёмки пейзажей, а 50/1,8 используется и ценится как объектив который соответствует своим фокусным расстоянием, фокусному расстоянию глаза человека - если 35/1,8 удаляет объекты съемки, а при попытке снять поясной портрет и особенно лицевой с небольшого расстояния до портретируемого, резко искажает черты лица - увеличивая нос и уменьшая уши - это и есть пространственные искажения, которые тем меньше, чем вы дальше от обьекта сьёмки и плавно уменьшаются на более длиннофокусных обьективах, сходля на нет в портретниках уже после 80 мм. При сьёмке ростового портрета, а тем более группового, Вы, отходя дальше от обьекта сьёмки, чтобы вместить его в кадр, соответственно уменьшаете и эти самые пространственные искажения и даже на фулфрейме широкоугульник уже становится терпим при сьёмке ростовых и групповых портретов, а 50/1,8 на фулфрейме вообще считается для ростового и группового портрета наиболее подходящим - конечно если вы снимаете не группу в 30 человек в комнате, где упираясь в стену, вы не сможете вместить всю эту толпу народа в кадр и вам придётся в таком случае идти на компромис и использовать Широкоугольник, который хоть и внесёт пространственные, а часто и геометрические искажения, зато хотя-бы в таком виде, позволит снять всю группу, а не её небольшую часть.
Что касаемо двух этих обьективов на Кропе, где треть кадра отрезана и чтобы вместить поясной портрет в 35/1,8, Вам надо будет отойти назад и встать на то место, где вы обычно стоите снимая полтинником на фулфрейме, а если Вы будете снимать на кропе полтинником, то Вы встанете на то место, где снимали-бы имея в руках камеру с почти портретным обьективом 75/1,8 и пространственные искажения для портрета, в таком случае становятся почти терпимымми на 35мм и вполне приличными на 50мм-вом обьективе, что и служит поводом для многих экспертов рекомендовать обьектив 50/1,8 в качестве портретного.
И всё-бы, было-бы, ничего-бы, если-бы, не это самое -бы и только пространственными и геометрическими искажениями и ограничивались все требования к портретнику..., но к сожалению, в портретной сьёмке этот показатель хоть и важен, но уж точно не самый главный - более важным является два достаточно субьективных параметра любого обьектива, которые достаточно сложно поддаются математическим расчётам и зависят от конструкции конкретного обьектива и его линзовой схемы - это Боке и Рисунок, которые в портрете раскрывают всю красоту именно на фокусных более 80мм и сильно зависят от расстояния до объекта сьёмки и расстояния от объекта съемки до заднего плана - чем ближе перед обьективом портретируемый и чем дальше позади него многодетальный фон - тем Боке становится красивей и своеобразней и вот тут кроп и играет свою злую шутку - чтобы снять поясной портрет и вписать его в кроп, Вы увеличиваетие растояние до портретируемого, но вместе с тем и меняете соотношение растояния от портретируемого до фона.
Если Вы снимаете портрет кошки - вы подойдёте достаточно близко к ней и она войдёт в весь Ваш кадр, размыв задний план ни то что фона, а и самой кошки и Вы получите прекрасную объемность и не менее прекрасное боке.
При сьёмки-же лицевого портрета человека , вы отойдёте подальше назад, чтобы вписать несколько большее по размерам, нежели кошка, лицо человека и размытие у вас уменьшится, а боке уже станет более резким, ну а уж снимая ростовой или групповой портрет, вы отойдёте ещё дальше назад и в этом случае Вы можете вообще позабыть о размытии заднего плана и о каком-то там Боке, что впрочем при Ростовом и Групповом портрете и не нужно - тут обычно на первый план выходит задача не с помощью пространственности и обьёмности передать красоту портрета, как это чаще всего делается в лицевом и поясном портрете, а в таких ростовых и груповых портретах художественность обычно подчёркивается резким и проработанным фоном - допустим пейзажем или каким-то архитектурным изыском - и чётко видимыми лицами и на переднем и на заднем плане в груповом портрете.
Кроме того, в семействе Полтинников от Никона, кроме стандартного и широкораспространнённого 50/1,8D с устаревшим механическим приводом наводки резкости через отвёртку с копеечной ценой в 150 у.е, есть и более светосильный 50/1,4G, который относят уже к классу профессиональной оптики с соответствующей стоимостью чуток более 500 у.е.. Главное отличие этого объектива в большей светосиле, особенно красивом рисунке боке, без специфических гаек присущих 50/1,8 и в связи с тем, что все обьективы сильно софтят или мылят на открытой диафрагме (название это формируется в зависимости от того нужна ли вам излишняя мягкость рисунка или она вам мешает) и резкость их плавно увеличивается от открытой диафрагмы к максимально-резкой на диафрагме 5,6 а затем ввиду дифракции снова теряют свою резкость, обьектив 50/1,4 уже на диафрагме 1,8, где менее светосильный полтинник старого образца совсем мыльный, уже становится достаточно резок, чтобы при мягком боке выдать очень резкое изображение самого обьекта сьёмки.
Ну и в этом-же семействе Полтинников, ни так давно появился обьектив 50/1,8G – он уже оснащён совремённым ультразвуковым приводом наводки на резкость и подходит на младшие кроп-модели Никонов 3 и 5 серии, лишённых отвёртки и отличает этот обьектив, стоимостью около 270у.е, не только наличие быстрого, бесшумного и точного механизма наводки на резкость, но и несколько другая оптическая схема – в этом обьективе добавлена ещё одна линза, которая сильно повысила резкость на открытой диафрагме 1,8, сделав её максимально рабочей и не уступающей более дорогому и светосильному 50/1,4G на этой-же диафрагме 1,8, заодно и подтянув и разрешение на краях изображения...
Ну и такой-же доработке подвёргся портретник 85/1,8D, стоимостью в 470 у.е, который подорожал более чем на сотню у.е,, получил такой-же быстрый и точный Ультразвуковой мотор, как Полтинник и стал намного более резким и на открытых, да и на закрытых диафрагмах, получив индекс в названии G.
Примеры снимков сделанные Кропнутой камерой Никон Д-90 с разными обьективами:
Никор 50/1,8Д. - 1/60сек. Ф-1,8.
Два снимка сделанные Юпитером -9, установленным через переходник на Никон Д-90 на диафрагме 2, с выдержкой 1/125 сек.
Никор 55-300/4,5-5,6 на фокусном растоянием 200 выдержка 1/60 диафрагма 5,1.
Никор 55-300. фокусное 280. выдержка 1/400. диафрагма 5,6 - на фокусном от 200 до 300, хоть снимать и издалёка, зато отличное размытье фона.
Никор 55-200/4-5,6VR. фокусное 75мм, выдержка 1/50 , диафрагма 5,0
тот-же 55-200. фокусное 85мм, выдержка 1/50 , диафрагма 5,0
и опять 55-200. фокусное 70мм, выдержка 1/40 , диафрагма 5,0
Никор 50/1,8 выдержка 1/50 диафрагма 2,8
Никор 18-105, фокусное 105, выдержка 1/50, диафрагма 5,6 Тоже Никор 18-105, но фокусное уже всего 30 мм, что близко к обьективу 35/1,8 - снято на 1/60 диафрагма 4 - пространственные искажения очень отчётливо видны на руках... да и на лице тоже, хотя и такой портрет имеет право быть.
И снова парочка фотографий, снятых Никором 50/1,8D - на обоих выдержка 1/60, но диафрагма уже 5,6. ---***--- П.С. Ну и ещё такое замечание по поводу использования обьективов с трансфокатором, да и фиксов тоже, в качестве портретного - чем шире угол у обьектива - тем он резче и лучше прорабатывает все мелкие поры, угри и прочие огрехи морды лица и если вы возьмёте один из любимых моих телевичков 55-200 за 170 у.е. - больше всего мне нравится в нём цена, а на длинном конце я предпочитаю VR-у штатив (многие эксперты считают, что VR, который призван бороться с дрожащими руками на длинных экспозициях, отрицательно влияет на общую резкость обьективов) - пусть этот штатив и будет самый дешёвый и хлипкий - главное чтобы он был максимально лёгкий, чтобы вненапряг его было с собой везде таскать, в том числе и для сьёмки трёх кадров с эксповилкой для ХДР-ов на замену этому самому VR-у - и если вам нужен будет портрет с сильной проработкой всех морщинок, допустим при сьёмке заслуженного аксакала, жизь которого к старости измяла лицом весьма изрядно, то вы спокойненько отщёлкаете резкий портрет на фокусных от 60 до 100, а если вам надобно будет снять молоденькую прыщавую девицу, то лучше отойдите от ней подальше и снимите на фокусных от 100 и до 200 - будет несколько помягче и попроще подретушировать в редакторе... Также очень многие фотографы интересуются какой лучший портретный обьектив выпускает фирма Никон – большинство фотографов считает таковым Никор 135/2 DC и 105/2 DC в которых индекс DC означает Дефокус Контроль – дополнительное кольцо на обьективе, с помощью которого регулируется размытие фона или фронта – в крайних положениях этого кольца Софт перекрывает и портретируемого сильно смягчая сам портрет – в среднем-же положении кольца, когда режим Дефокус отключен эти два обьектива считаются одними из самых резких, используемыми профессионалами при сьёмке портретов. Ну и естественно к лучшим портретным обьективам относится классическая серия портретных обьективов всех времён и народов 85/1,4G, 85/1,8G и самый дешёвый из этой серии, стоимостью менее 500 у.е. 85/1,8D, и для того чтобы примерно оценить что из себя представляют эти три классических портретных обьектива, я привожу несколько тестовых фотографий из Интернета на которых можно увидеть отличие размытия фона этими обьективами, а если внимательно рассмотреть название самого обьектива, написанное на портретируемом обьективе, то можно примерно оценить и сравнить и резкость этих трёх обьективов:
|