Вторник, 19.09.2017, 23:08
Сайт WLADIMIRA
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Ю.Шевчук
Правильная Погода
Яндекс.Погода
Алма-Ата
Форма входа
Меню сайта
АРХИВ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
free counters
Переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT
НОВОСТИ
 
Главная » 2011 » Октябрь » 13 » Анатомия Евразийского союза.
01:08
Анатомия Евразийского союза.
Если Россия не переформатирует постсоветское пространство, стране грозит деградация. О том, какие страны и в каком качестве нужны Евразийскому союзу Владимира Путина, "Росбалту" рассказал украинский политолог Вадим Карасев.




— Мир катится к глобальному кризису, который может закончиться перелицовкой политической карты. С этой точки зрения можно ли воспринимать статью Владимира Путина о евразийском интеграционном объединении как лакмусовую бумажку, по реакции на которую он хочет окончательно понять – кто есть кто? 


— Это возможный, но не главный контекст, в котором стоит воспринимать эту статью. Как раз в этой статье предполагается незыблемость основных экономических и геополитических центров влияния. Там говорится о том, что общий гипотетический Евразийский союз может стать одним из полюсов современного мира, а главное – стать важным центром-посредником между ЕС и Китаем. А ЕС, Китай, поднимающаяся восточная Азия и переживающий кризис, но остающийся в статусе гегемона современного мира Запад – являются опорными конструкциями современного миропорядка. Несмотря на все изменения, турбулентности, кризисы и изменения в соотношении сил.


А вот в роли решающего контекста, на фоне которого новая геополитическая и геоэкономическая реальность в образе Евразийского союза будет проявляться, выступают два обстоятельства. Первое – это необходимость новой пересборки постсоветского пространства, которое уже 20 лет находится в состоянии полуаморфности и полузастоя. У большинства стран постсоветского пространства отсутствуют однозначно определенные векторы своего политико-экономического развития. Стало быть, недооформлены национальная идентичность и государственно-политический курс. Постсоветское пространство в целом, не исключая и Россию, находится сегодня не в ситуации курса, а в ситуации дрейфа. И вот эти двадцать лет дрейфования привели к осознанию необходимости выработки какого-то курса.


— Период неопределенностей заканчивается?


— Именно. Постоянное тактическое маневрирование, ощущение буферности, которым живут страны СНГ, в том числе и Россия, приводят к тому, что постсоветские интеграционные, экономические, культурные и т п. ресурсы исчерпываются, а отсутствие векторности в развитии не дает использовать заемный ресурс – будь-то европейский, турецкий, иранский, китайский… Поэтому ситуация колебания между различными геополитическими центрами влияния приводит к тому, что тающие советские ресурсы уже не могут обеспечить более-менее полноценное существование национально-государственных организмов постсоветских государств, и требует выбора вектора своего развития.


А учитывая, что сегодня в силу кризиса тот же Европейский союз не обладает прежним привлекательным образом двадцатилетней давности для той же Украины, то в этих условиях Владимир Путин предложил свой вариант интеграционной сборки постсоветского пространства, который с его точки зрения может стать весьма привлекательным.


— Иначе говоря, первый фактор – это нужда в определенности для всего постсоветского пространства. А второй фактор?


— Ключевая проблема российской государственности: Россия меньше чем империя, но больше, чем национальное государство. У России один выход — либо она станет инициатором новых "сборочных" процессов на постсоветском пространстве, либо будет постоянно находиться в кризисе национально-государственной идентичности. Просто потому, что она никогда не сможет быть обычным национальным государством – как Германия, Франция или, например, Польша. Этого не позволит сделать ее этнический состав, территориальное разнообразие, ресурсная мощь, геополитические имперские – в том числе и советские традиции. В отличие, кстати, от других стран постсоветского пространства, которые когда-нибудь могли бы оформиться в качестве национальных государств или государств-наций.


Поэтому у России один путь – стать центром нового интеграционного объединения, осуществив "сборку" постсоветского пространства, либо обречь себя на углубление кризиса национально-государственной идентичности, с чем российская элита согласиться не может. Именно эти два фактора и являются тем контекстом, которые и стимулировали появление последней инициативы Владимира Путина.


— Можно ли говорить о конце многовекторности в глобальной политике для миноритарных игроков – наподобие Украины?


— Вообще весь кризис современного мира во многом вызван кризисом недоинтегрированности периферийных государств в более мощные интеграционные объединения. Самостоятельные орбитальные полеты – вне орбит более мощных и более сильных экономических и финансово-валютных магнитов – уже невозможны. Кризис ЕС подталкивает к большей интеграции, сплоченности и вовлеченности периферийных государств, например южной Европы и той же Греции, в германо-евросоюзовский экономический рыночный финансовый магнит.


Это же касается и постсоветских государств, которые комфортно обживали статус буферности на протяжении двадцати лет, играя на противоречиях между крупными игроками, манипулируя этими игроками в целях своего инерционного выживания. Но дальнейшее инерционное существование этих государств уже невозможно. Мир формируется в крупные блоки, магниты, центры, которых сегодня можно насчитать не более пяти. Структура мира становится крупноформатной, учитывая торговую географию и торговые потоки. Невозможно дальше ни балансировать, ни продолжать жить за счет наследия советских времен.


— Что должно придти на смену этой ситуации на Украине?


— Сегодня надо искать новые рынки, интегрироваться в них, заниматься суммированием и сложением – неважно в каком экономико-геостратегическом пространстве. Важно понять саму необходимость подобного рода исторической работы. Альтернатива этому — деградация, стагнация, деморализация элит и общества и, в конечном счете, провал национально-государственных проектов. Поэтому интеграция, векторность – это императив всего постсоветского пространства. Трансформация в новый тип государственности – в государство не остаточного, а прибавочного типа, которое бы смогло справиться с вызовами современной эпохи.


Вопрос в другом – какой именно вектор должен быть выбран: евразийский либо европейский. Необходимо считать, просчитывать, но не просчитаться. Вот в чем судьбоносность нынешнего момента для элит и общества. На кону – судьба госпроектов, которые во многом были подарком судьбы в начале 90-х годов для постсоветских элит. И не всегда подарками судьбы распоряжаются эффективно. Наступает время серьезнейшей работы.


— По сути, речь идет об этапной смене экономических моделей?


— Экономика рент – сырьевых, политических, геополитических (а многовекторность – это именно способ получения геополитической ренты) – закончилась. Надо вступать во взрослый мир прибавочных стоимостей. Как и закончился мир простой многовекторной торговли. Необходимо искать рынки, включаться в производственные цепочки в рамках больших экономических таможенных пространств, встраиваться в цепочки создания добавленной стоимости.


Современный финансово-экономический кризис показал, что страны, не имеющие индустриального производства и производства добавленной стоимости, наиболее уязвимы перед мировым рынком и его законами. Разумеется, кроме тех стран, которые производят современные деньги, производят финансы и являются донорами всей финансовой системы – как США и, отчасти, ЕС.


— Кризис многовекторности в равной степени касается всех постсоветских стран?


— Как раз кризис многовекторности в большей степени наиболее полно применим к Украине, которая находится в состоянии выбора между ЕС и РФ. В меньшей степени это касается Казахстана и Узбекистана, потому что вряд ли эти страны выберут в качестве центра интеграции тот же Китай. А вот что касается Украины, то здесь ситуация наиболее полно характеризует состояние дилеммы: Европейский союз и европейский код Украины – или идея новой "сборки" постсоветского пространства.


— Какие варианты будущего есть у Украины в будущем Евразийском союзе и какие – при интеграции в ЕС? 


— Украина нужна РФ скорее как завод, в котором могут быть восстановлены цепочки, связанные с военно-промышленным комплексом. Об этом же говорил и Владимир Путин – что именно восстановление ВПК может стать ключом стратегической модернизации. Или второй вариант – Украина может стать нужной ЕС в качестве индустриальной гавани, куда могут быть перенесены не самые высокотехнологичные и не самые передовые производства — как та же автосборка, например.


Украина могла бы пройти тот путь, которые прошли в свое время Чехия и Словакия. Учитывая, что стоимость рабочей силы в Китае повышается и становится сравнимой с украинскими показателями, то даже логистика подтверждает эффективность переноса производств на Украину, а не в далекий Китай. Теоретически Украина могла бы превратиться в мощную промышленную мастерскую посткризисной Европы.


— Но ведь в отношении интеграционных стремлений Украины речь идет скорее не просто об экономической, а о геоэкономической реальности? 


— Понятно, что Украина нужна ЕС и РФ не только с точки зрения промышленных потенциалов. Украина – это одна из крупнейших стран Европы по размерам территории с мощнейшим по численности человеческим потенциалом. Без Украины Евразийский союз становится больше Азиатско-Европейским союзом. Это очень важно. Без Украины участие одной лишь Белоруссии в Евразийском союзе будет перевешиваться странами Кавказа, Казахстаном, а в перспективе – Таджикистаном и Киргизией. А с Украиной этот союз приобретает те проектные черты и мощности, на которые будет пытаться вывести Союз российская элита. Проблема не в том, на кого Украина должна делать ставку, а в том, что Украина сама превратилась в крупнейшую геополитическую ставку, вокруг которой разворачиваются интеграционные битвы.


— Средняя Азия – какая и зачем нужна России в Евразийском союзе?  


— Это такой пояс безопасности в контексте наступления неспокойных времен. Сейчас на большом востоке в политику врывается мусульманская улица с непросчитываемыми рисками как для государств этого региона, так и для правящих режимов. В этой связи для России очень важны эти государства – в качестве своеобразного буфера, амортизатора всех возможных и невозможных волн мусульманской политической нестабильности, на которые обречена эта часть мира в связи с утратой контроля элит над процессами.


Второй момент – это возможность контроля над ресурсами этих стран. Россия умело этим пользуется: например, фактически перекрыв все возможные обходные возможности поставок туркменского газа в ту же Украину. И теперь, обеспечив себе транзитную монополию, Россия умело разыгрывает свои газовые и газово-политические комбинации.


Третий момент – миграционные потоки. России требуется рабочая сила. Дефицит массового неквалифицированного труда компенсируется среднеазиатскими трудовыми мигрантами. Для того чтобы контролировать интеграционные потоки – а трудовая миграция это не радужная, но необходимая сторона миграционных процессов – важно уже сегодня думать о едином интеграционном пространстве. Ведь сегодня именно эти потоки изменяют этнические российские городские ландшафты, изменяют экономико-политическую структуру крупных российских городов, обостряют межэтнические отношения и ослабляют институты государственности, что видно по примерам Кондопоги и Сагры. Поэтому России и нужна среднеазиатская составляющая евразийского пространства, хотя эти регионы и не являются решающими для интеграционных усилий. Просто им и так некуда деться – не будет же Таджикистан присоединяться к Ирану.


А основной предмет вожделений – это Украина, которая важна не только с точки зрения всех балансов – торговых, финансовых и экономических, но и с точки зрения сохранения оптимального этнического состава будущего Евразийского союза. Поскольку речь идет о славянской православной стране, этнически наиболее близкой к основному российскому этносу — русским.


— Последние двадцать лет любая украинская политическая элита так или иначе говорила о европейском выборе Украины. При каком сценарии идея Евразийского союза вызовет у украинских элит желание в нем участвовать? 


— Не стоит обращать внимание только на риторику украинской элиты. Дело в том, что украинские правящие верхи давно уже совершают незаметную интеграцию в евроатлантическое пространство – на индивидуальном уровне, покупая там недвижимость, переводя туда капитал, обучая там своих детей, выезжая на лечение и т.д. А некоторые представители украинской элиты там просто проживают, приезжая на Украину только на работу. Причем сама украинская элита не желает интеграции всей страны в ЕС, поскольку небезосновательно усматривает в европейских стандартах независимого правосудия и правоохранительной системы угрозу своим интересам. Ведь эти самые стандарты перечеркнут все возможные коррупционные практики обогащения.


С другой стороны, так как для украинской элиты важно сохранить власть и рентную практику обогащения, то для нее нужно сохранить и существующую политическую модель. И для них ближе постсоветская модель, где правят автократы и личные диктатуры. С этой точки зрения украинская верхушка хотела бы большей интеграции в Евразийский союз. И в этом противоречии как раз и кроется "засада" для украинской элиты. Либо для получения долговременной легализации своих доходов нужно будет отказаться от сохранения власти любой ценой – и дать свет интеграции страны в ЕС. Либо отказаться от членства в клубе европейской элиты, но сохранить несменяемость власти – и оказаться в пуле несменяемых президентов стран будущего Евразийского союза.


Беседовал Павел Казарин

http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/10/13/900840.html

Просмотров: 565 | Добавил: Wladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2017
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Коментарии
Гитлеру тоже бы...


Вот только през...


Да бред всё это...

смелый человек,...

Спасибо за фото

дулаттар негизи...

uak piynin ata ...

Павлодарской, В...

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    КУРС ВАЛЮТ
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Сделать бесплатный сайт с uCoz