Пятница, 26.04.2024, 09:46
Сайт WLADIMIRA
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Ю.Шевчук
Правильная Погода
Яндекс.Погода
Алма-Ата
Форма входа
Меню сайта
АРХИВ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
free counters
Переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT
НОВОСТИ
 
Главная » 2010 » Декабрь » 5 » Кто такие Чоросы.
05:59
Кто такие Чоросы.
История Чоросов начинается с хуннов, а точнее с 3 века н.э., когда часть коренных хунских родов после их разгрома Сяньби, откочевали на территорию Семиречья (скорее всего на среднее течение Или), где образовали государство Юебань. 
 Далее о них мало сведений, но при тюркских каганатах в 6-8 вв. появляется упоминание о племенах чуюе, чуми, чумугунь, чубань (ср.Юебань), названные Бичуриным - Чуйскими, которые через всю историю тюрков проходят как коренные тюркские, однако все время держались обособлено. (отступление: чумугунь совпад. Чемолган - др.городище рядом с Алматы, которые совр. казахский род Шапырашты приписывает как своего древнего батыра. Чубань вероятно откочевало в Хазарию - Кубань).

Упоминание о Чумычунах во времена Тюркского каганата.

«Все эти распри еще больше ослабили тюрок. Между тем Танская империя наращивала свои силы. В 640-х гг. китайцы овладели всем Восточным Туркестаном и Джунгарией. Границы империи приблизились к границам каганата. Халлыг, не имея возможности бороться с нушибийцами, решил отдаться под покровительство императора. Вместе со своими сторонниками он откочевал в Восточный Туркестан и получил под свое управление Бишбалык. В 651 г., собравшись с силами, он внезапно напал на ставку Ирбис-шегуй-хана и убил его. Наследники кагана бежали к хазарам и образовали на берегах Каспийского моря самостоятельный Хазарский каганат. В 652 г. Халлыг попытался отнять у китайцев Джунгарию. Это привело к войне с Танской империей, которая оказалась роковой для Западного каганата. В 653 г. китайцы заняли Бишбалык, в 654 г. было разбито джунгарское племя чумычун. В 656 г. танская армия появилась в долине реки Или. Халлыг собрал все свои силы, чтобы остановить наступление врага. Но их было недостаточно — в сражении у реки Или тюрки потерпели поражение. После этого нушиби и дулу признали власть империи. Но сам Халлыг и его дружина успели отступить. В начале 657 г. китайские войска подошли к ставке кагана, располагавшейся тогда на склонах Тарбагатая, внезапно напали на нее и нанесли тюркам большой урон. Халлыг с остатками своих войск отступил за реку Или. Китайцы преследовали тюрок до реки Чу и там принудили сдаться. Однако Халлыг с сыном и несколькими верными соратниками вновь ускользнул от преследователей и бежал на юг. Но около Чача (в Ташкентском оазисе) он был схвачен местным правителем и выдан китайцам. В оковах бывшего кагана доставили в Чанъань. Император Гаоцзун сохранил ему жизнь, но Халлыг не вынес неволи и умер в 659 г. Остатки его сторонников сложили оружие еще раньше — в 658 г. Западно-тюркский каганат прекратил свое существование и больше никогда не восстанавливался. Его земли были разделены на округа и уезды, из которых образовались два китайских губернаторства». http://slovari.yandex.ru/dict/monarchsancienteast/article/dre/dre-2022.htm&stpar1=1.20.1

  Как мы можем видеть, в данном отрывке из истории Западно-тюркского каганата упоминается Джунгарское племя чумычун и обитание этого племени связывается с долиной реки Или, а вовсе не с Южной Сибирью, откуда традиционно считают выходцами Ойратов.

 В Средние Века, после того как Чингисхан отдал во владение Чагатаю территорию нашего Старшего жуза, получившего название Чагатайский Улус, который впоследствии разделился на Моголистан и Маверанахр, в истории Могулов опять часто упоминается род Чурас, который по силе и влиянию оспаривал власть у племен Бекчик и Дулат. В то же самое время при консолидации ойратских племен главную роль играет племя Чорос(Цорос). захватившее власть и основавшее Джунгарию.  

  Потерпев поражение в Могулистане, чоросы уходят на север к Джунгарам. В истории ойратов этот момент также замечен всколзь - откудато с юга пришли еще рода чоросов.
Этот факт интересен тем, что чоросы считались монгольским племенем, якобы упоминавшиеся в Сокровенном сказании - чонос.
  В 18 в. в "Годы великого бедствия" - "Актабан шобырынды", считается, что Джунгары оккупировали Старший Жуз и якобы бежали все кроме Шапырашты и Албан. Далее после разгрома циньцами о них нет сведений.
  Между тем, Илиская равнина наполнена этнотопонимами - Хоргос, Кордай, Капчагай, Каскелен, Чемолган, Турген и т.п. – джунгарского происхождения.

Так кто-же такие Чоросы?

  Один из наиболее известных Историков Запада, француз Груссе пишет в своём историческом труде"Империя Степей" : с.520 (середина страницы): "Более того, с момента смерти хана Эсен-тайджи около 1455 г. , Ойратский союз распался. Четыре народа конфедерации, которые так долго были ханством западной Монголии, вернули себе свою независимость. Эти четыре народа, чья история теперь будет прослежена, были, по свидетельству императора Чиен-лунга: Чорос или Цорос, Дёрбёт, Хошот, плюс Хоит - вассалы Дёрбетов и Тёргут.

Чорос, Дёрбёт, Торгут и Хошот, хотя и политически диссоциированные, продолжали группироваться под общим титулом "Четыре Конфедерата" - "Дёрбен Ойрат". Они также обозначались под именем "народ левого крыла" или, буквально, "левая рука" - "джагун-гар" или "Джунгар", откуда и происходит используемое на Западе понятие "Джунгар". Это имя должно быть первоначально применялось ко всем четырем племенам, как свидетельствует Чиен-лунг, хотя позднее было ограничено только по отношению к главному племени Чорос.

  В отношении чоросов существовала легенда, что якобы основатель этого племени так-же был из Лесных Народов - он был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка; и всё-бы ничего, если-бы не море отсебятины в истории Джунгаристики, которая изобилует невероятным количеством неточностей.
  Вот прямой пример из официального 3-го тома Истории Казахстана:
  «Джунгары осуществляли нападение войском в 70 тысяч, двигаясь семью крупными клиньями. Так, сын Цэван-Рабдана, Галдан-Цэрэн с 10-ю тысячами воинов двинулся на Балхаш и далее на Каратау. Младший брат хунтайджи Кулан-Батур пошел на Алтай и по реке Коктал. Отряды Амурсаны, внука хунтайджи, направились в бассейн реки Нура. Сын Галдан-Цэрэна Цэван-Доржи двинулся в долину реки Чилик. Другой сын Галдан-Цэрэна Лама-Доржи взял направление на Иссык-Куль. Нойон Дода-Доржим устремился на реку Чу. Сам Цэван-Рабдан перешел Или и продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цэван-Рабдана Шона-Даба» (8,с.130).

  В этом отрывке допущены следующие неточности: Шона-Даба, главнокомандующий джунгарских войск в походе 1723г., был не братом, а младшим сыном Цэван-Рабдана; Амурсане, внуку Цэван-Рабдана и, якобы, командующему 3-м туменом войск, в 1723 г. было не более одного года; сыновья Галдан-Цэрэна Цэван-Дорджи и Лама-Дорджи, мнимые командующие 4-м и 5-м туменами ойратов, вообще в это время еще не появились на свет(!).
-----------------------------------------------------------------------------------------------*
  Вот только среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин [Екеев Н.В., 2002а, с.126-127].

  Этимология названия чорос - это древнетюркское и кыргызское слово чор - богатырь, витязь. Если принять во внимание, что кыргызы имеют непосредственное отношение к происхождению ойратов, равно как и другие южносибирские тюрки, то ничего удивительного в том, что Чоросы стали правящим родом Джунгарии, ведь слово "чоро" в кыргызском языке имеет значение "богатырь" - в эпосе "Манас" фигурирует дружина Манаса, состоящая из 40 чоро и все мы прекрасно помним, что само происхождение Тюрков родом с Алтая, что отражено и в близком родстве казахского и киргизского языков.

  А вот у Бичурина приводится список родов (отоков) племени Чорос. Среди них есть, например, такие рода "Кальцзат" и "Кыргыз", которым, предполагаю, соответствуют местности Кальжатсай и Кыргызсай в Уйгурском районе Алматинской области Казахстана. Думаю, что казахские рода Су(б)ан и Албан и есть потомки древних Чуюе, Чуми, Чумугунь и Чубань. В Синьцзяне, кстати, есть такая река Чу(е). А если предположить, что Чорос (Чурас) никогда не приходили с Ойратскими племенами с севера, а всегда находились на территории Илийского края (по крайней мере с 3 века), то получается, что Джунгары приходились родственниками некоторым казахам Старшего Жуза. Из этого следует, что ни о каком геноциде казахов со стороны джунгар (по крайней мере на территории Жетысу), вообще речи не может быть. По моему мнению, это отголоски какой-то коммунистической пропаганды (со стороны СССР или КНР, все равно).

  И теперь нам становится понятным почему двое выходцев из племени Албан – Нуркадилов и Сарсенбаев посмели открыто выступить с критикой против Шапраштинца и почему их постигла столь страшная судьба – если все в Казахстане понимают, что Продукту никогда не подняться выше своего исторического предназначения и его историческая судьба умереть Продуктом, то слова равного, равным воспринимаются как прямая угроза с исторически обоснованными претензиями.

И ещё, прочтите вот эту статью:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1245927300

- она может быть и не бесспорна, но заставляет очень вдумчиво оглянуться на историю возникновения казахского народа.

Просмотров: 2430 | Добавил: Wladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Коментарии

Песня хорошая!



Вот только през




Спасибо за фото

дулаттар негизи

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    КУРС ВАЛЮТ
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Сделать бесплатный сайт с uCoz