Пятница, 19.10.2018, 13:42
Сайт WLADIMIRA
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Ю.Шевчук
Правильная Погода
Яндекс.Погода
Алма-Ата
Форма входа
Меню сайта
АРХИВ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
free counters
Переводчик
Онлайн переводчик SANASOFT
НОВОСТИ
 
Главная » 2010 » Декабрь » 5 » Кто такие Чоросы.
05:59
Кто такие Чоросы.
История Чоросов начинается с хуннов, а точнее с 3 века н.э., когда часть коренных хунских родов после их разгрома Сяньби, откочевали на территорию Семиречья (скорее всего на среднее течение Или), где образовали государство Юебань. 
 Далее о них мало сведений, но при тюркских каганатах в 6-8 вв. появляется упоминание о племенах чуюе, чуми, чумугунь, чубань (ср.Юебань), названные Бичуриным - Чуйскими, которые через всю историю тюрков проходят как коренные тюркские, однако все время держались обособлено. (отступление: чумугунь совпад. Чемолган - др.городище рядом с Алматы, которые совр. казахский род Шапырашты приписывает как своего древнего батыра. Чубань вероятно откочевало в Хазарию - Кубань).

Упоминание о Чумычунах во времена Тюркского каганата.

«Все эти распри еще больше ослабили тюрок. Между тем Танская империя наращивала свои силы. В 640-х гг. китайцы овладели всем Восточным Туркестаном и Джунгарией. Границы империи приблизились к границам каганата. Халлыг, не имея возможности бороться с нушибийцами, решил отдаться под покровительство императора. Вместе со своими сторонниками он откочевал в Восточный Туркестан и получил под свое управление Бишбалык. В 651 г., собравшись с силами, он внезапно напал на ставку Ирбис-шегуй-хана и убил его. Наследники кагана бежали к хазарам и образовали на берегах Каспийского моря самостоятельный Хазарский каганат. В 652 г. Халлыг попытался отнять у китайцев Джунгарию. Это привело к войне с Танской империей, которая оказалась роковой для Западного каганата. В 653 г. китайцы заняли Бишбалык, в 654 г. было разбито джунгарское племя чумычун. В 656 г. танская армия появилась в долине реки Или. Халлыг собрал все свои силы, чтобы остановить наступление врага. Но их было недостаточно — в сражении у реки Или тюрки потерпели поражение. После этого нушиби и дулу признали власть империи. Но сам Халлыг и его дружина успели отступить. В начале 657 г. китайские войска подошли к ставке кагана, располагавшейся тогда на склонах Тарбагатая, внезапно напали на нее и нанесли тюркам большой урон. Халлыг с остатками своих войск отступил за реку Или. Китайцы преследовали тюрок до реки Чу и там принудили сдаться. Однако Халлыг с сыном и несколькими верными соратниками вновь ускользнул от преследователей и бежал на юг. Но около Чача (в Ташкентском оазисе) он был схвачен местным правителем и выдан китайцам. В оковах бывшего кагана доставили в Чанъань. Император Гаоцзун сохранил ему жизнь, но Халлыг не вынес неволи и умер в 659 г. Остатки его сторонников сложили оружие еще раньше — в 658 г. Западно-тюркский каганат прекратил свое существование и больше никогда не восстанавливался. Его земли были разделены на округа и уезды, из которых образовались два китайских губернаторства». http://slovari.yandex.ru/dict/monarchsancienteast/article/dre/dre-2022.htm&stpar1=1.20.1

  Как мы можем видеть, в данном отрывке из истории Западно-тюркского каганата упоминается Джунгарское племя чумычун и обитание этого племени связывается с долиной реки Или, а вовсе не с Южной Сибирью, откуда традиционно считают выходцами Ойратов.

 В Средние Века, после того как Чингисхан отдал во владение Чагатаю территорию нашего Старшего жуза, получившего название Чагатайский Улус, который впоследствии разделился на Моголистан и Маверанахр, в истории Могулов опять часто упоминается род Чурас, который по силе и влиянию оспаривал власть у племен Бекчик и Дулат. В то же самое время при консолидации ойратских племен главную роль играет племя Чорос(Цорос). захватившее власть и основавшее Джунгарию.  

  Потерпев поражение в Могулистане, чоросы уходят на север к Джунгарам. В истории ойратов этот момент также замечен всколзь - откудато с юга пришли еще рода чоросов.
Этот факт интересен тем, что чоросы считались монгольским племенем, якобы упоминавшиеся в Сокровенном сказании - чонос.
  В 18 в. в "Годы великого бедствия" - "Актабан шобырынды", считается, что Джунгары оккупировали Старший Жуз и якобы бежали все кроме Шапырашты и Албан. Далее после разгрома циньцами о них нет сведений.
  Между тем, Илиская равнина наполнена этнотопонимами - Хоргос, Кордай, Капчагай, Каскелен, Чемолган, Турген и т.п. – джунгарского происхождения.

Так кто-же такие Чоросы?

  Один из наиболее известных Историков Запада, француз Груссе пишет в своём историческом труде"Империя Степей" : с.520 (середина страницы): "Более того, с момента смерти хана Эсен-тайджи около 1455 г. , Ойратский союз распался. Четыре народа конфедерации, которые так долго были ханством западной Монголии, вернули себе свою независимость. Эти четыре народа, чья история теперь будет прослежена, были, по свидетельству императора Чиен-лунга: Чорос или Цорос, Дёрбёт, Хошот, плюс Хоит - вассалы Дёрбетов и Тёргут.

Чорос, Дёрбёт, Торгут и Хошот, хотя и политически диссоциированные, продолжали группироваться под общим титулом "Четыре Конфедерата" - "Дёрбен Ойрат". Они также обозначались под именем "народ левого крыла" или, буквально, "левая рука" - "джагун-гар" или "Джунгар", откуда и происходит используемое на Западе понятие "Джунгар". Это имя должно быть первоначально применялось ко всем четырем племенам, как свидетельствует Чиен-лунг, хотя позднее было ограничено только по отношению к главному племени Чорос.

  В отношении чоросов существовала легенда, что якобы основатель этого племени так-же был из Лесных Народов - он был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка; и всё-бы ничего, если-бы не море отсебятины в истории Джунгаристики, которая изобилует невероятным количеством неточностей.
  Вот прямой пример из официального 3-го тома Истории Казахстана:
  «Джунгары осуществляли нападение войском в 70 тысяч, двигаясь семью крупными клиньями. Так, сын Цэван-Рабдана, Галдан-Цэрэн с 10-ю тысячами воинов двинулся на Балхаш и далее на Каратау. Младший брат хунтайджи Кулан-Батур пошел на Алтай и по реке Коктал. Отряды Амурсаны, внука хунтайджи, направились в бассейн реки Нура. Сын Галдан-Цэрэна Цэван-Доржи двинулся в долину реки Чилик. Другой сын Галдан-Цэрэна Лама-Доржи взял направление на Иссык-Куль. Нойон Дода-Доржим устремился на реку Чу. Сам Цэван-Рабдан перешел Или и продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цэван-Рабдана Шона-Даба» (8,с.130).

  В этом отрывке допущены следующие неточности: Шона-Даба, главнокомандующий джунгарских войск в походе 1723г., был не братом, а младшим сыном Цэван-Рабдана; Амурсане, внуку Цэван-Рабдана и, якобы, командующему 3-м туменом войск, в 1723 г. было не более одного года; сыновья Галдан-Цэрэна Цэван-Дорджи и Лама-Дорджи, мнимые командующие 4-м и 5-м туменами ойратов, вообще в это время еще не появились на свет(!).
-----------------------------------------------------------------------------------------------*
  Вот только среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин [Екеев Н.В., 2002а, с.126-127].

  Этимология названия чорос - это древнетюркское и кыргызское слово чор - богатырь, витязь. Если принять во внимание, что кыргызы имеют непосредственное отношение к происхождению ойратов, равно как и другие южносибирские тюрки, то ничего удивительного в том, что Чоросы стали правящим родом Джунгарии, ведь слово "чоро" в кыргызском языке имеет значение "богатырь" - в эпосе "Манас" фигурирует дружина Манаса, состоящая из 40 чоро и все мы прекрасно помним, что само происхождение Тюрков родом с Алтая, что отражено и в близком родстве казахского и киргизского языков.

  А вот у Бичурина приводится список родов (отоков) племени Чорос. Среди них есть, например, такие рода "Кальцзат" и "Кыргыз", которым, предполагаю, соответствуют местности Кальжатсай и Кыргызсай в Уйгурском районе Алматинской области Казахстана. Думаю, что казахские рода Су(б)ан и Албан и есть потомки древних Чуюе, Чуми, Чумугунь и Чубань. В Синьцзяне, кстати, есть такая река Чу(е). А если предположить, что Чорос (Чурас) никогда не приходили с Ойратскими племенами с севера, а всегда находились на территории Илийского края (по крайней мере с 3 века), то получается, что Джунгары приходились родственниками некоторым казахам Старшего Жуза. Из этого следует, что ни о каком геноциде казахов со стороны джунгар (по крайней мере на территории Жетысу), вообще речи не может быть. По моему мнению, это отголоски какой-то коммунистической пропаганды (со стороны СССР или КНР, все равно).

  И теперь нам становится понятным почему двое выходцев из племени Албан – Нуркадилов и Сарсенбаев посмели открыто выступить с критикой против Шапраштинца и почему их постигла столь страшная судьба – если все в Казахстане понимают, что Продукту никогда не подняться выше своего исторического предназначения и его историческая судьба умереть Продуктом, то слова равного, равным воспринимаются как прямая угроза с исторически обоснованными претензиями.

И ещё, прочтите вот эту статью:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1245927300

- она может быть и не бесспорна, но заставляет очень вдумчиво оглянуться на историю возникновения казахского народа.

Просмотров: 1759 | Добавил: Wladimir | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2018
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Коментарии
Гитлеру тоже бы...


Вот только през...


Да бред всё это...

смелый человек,...

Спасибо за фото

дулаттар негизи...

uak piynin ata ...

Павлодарской, В...

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    КУРС ВАЛЮТ
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Сделать бесплатный сайт с uCoz